Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

«Рыбные войны».

Опубликовал Сергей 22 января 2012 в рубрике Экология.

Рыбные войныПо мере исчерпания рыбных запасов Мирового океана, обостряется и конкуренция промысловых флотов разных государств. По данным ООН ныне более 100 стран втянуты в конфликты за право добычи этого продукта. В течение последних десятилетий подобные инциденты возникали с завидным постоянством. Последними примерами такого рода стала попытка норвежцев арестовать российский траулер «Электрон», и действия итальянцев, перерезавших сети греческих рыбаков в Средиземном море. Боевые корабли Китая и Вьетнама не раз обменивались выстрелами в Южно-Китайском море, прикрывая своих рыбаков, бирманский сторожевик потопил таиландский сейнер... Рыбные войны периодически возникали между Европейским союзом и Марокко. Тайванем и Аргентиной, Россией и Японией. Список нетрудно продолжить...
Ситуация осложняется, когда в ней замешаны суда, принадлежащие государству, находящемуся вдали от зоны лова. А ведь на долю России, Японии, Испании, Польши, Южной Кореи и Тайваня приходится до 90% добычи рыбы в отдалённых акваториях. Наиболее страдают от «пришельцев» Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Исландия и Новая Зеландия.

«Тресковые войны».
Британские траулеры издавна промышляли вблизи Исландии, а Дания, частью которой она была до 1944 г., пыталась выдавить их оттуда. Всё началось в 1893 г., когда правительство Дании объявило, что иностранные рыбаки не имеют права вести лов в пределах 13 миль (24 км) от побережья Исландии и Фарерских островов. Это было сделано, чтобы остановить британцев, но те продолжали заниматься своим делом. Датские военные корабли арестовывали нарушителей и предавали их суду, траулеры и уловы продавали с молотка. В 1899 г. кризис достиг пика — датчане остановили английский траулер «Каспиан». Его капитан согласился перейти на борт датского сторожевика, но передал командование помощнику и велел ему уходить. Пытаясь остановить задержанного, датчане открыли по нему огонь и нанесли повреждения. Датский суд приговорил капитана «Каспиан» к 30 суткам заключения. После возвращения «Каспиан» британская печать начала компанию в защиту рыбаков, призывая Королевский флот поставить на место распоясавшихся датчан. Проблема разрешилась сама собой с началом Первой мировой войны.

Сторожевой корабль типа «Бирд»

Сторожевой корабль типа «Бирд» (1974 —1977 гг., Англия):
водоизмещение — 216 — 218 т,
скорость — 21 узел,
вооружение: 40-мм пушка, два пулемёта калибром 7,62 мм,
мощность силовой установки — 4200 л.с.,
дальность плавания — 2000 миль,
длина — 36,6 м,
ширина —7,2 м,
осадка — 2 м,
экипаж —21 моряк и 10 морских пехотинцев.
Используется и для охраны территориальных вод

«Вторая тресковая война» произошла в 1958 г., когда Исландия расширила зону своей юрисдикции над морем с 4 до 12 миль от побережья. Англия не смогла предотвратить последствия этого акта ив 1961 г. заключила с Исландией договор, признав его законность. Аналогичное соглашение Исландия заключила и с ФРГ.
В 1972 г. разразилась «третья тресковая война» — неожиданно Исландия увеличила эту зону до 50 миль (80 км). Англия и ФРГ обратились с протестами в Международный суд, который признал, что прибрежные государства не имеют права устанавливать морские границы, исходя лишь из собственного законодательства. Впрочем, англичан вынудили соблюдать определённые квоты вылова, что было установлено договором.
Сразу по истечении срока его действия началась «четвёртая тресковая
война», длившаяся с 1975 по 1976 г. Тогда два союзника по НАТО оказались на грани настоящей войны. Это произошло после того, как Исландия объявила зоной своей юрисдикции пространство, простирающееся от её берегов на 200 миль (220 км), а суда её береговой охраны принялись перерезать сети британских траулеров. После ряда других подобных столкновений Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в её городе Кефлавик. Англии пришлось удерживать своих промысловиков вне объявленной зоны и сократить уловы. В результате около 1,5 тыс. её рыбаков и 7,5 тыс. работников рыбообрабатывающих предприятий остались без работы. Вот так бывшая «владычица морей» проиграла все «тресковые войны».

«Тунцовые войны».

Всё началось после того, как Япония заявила, что собирается добывать тунца исключительно в научных целях у западного побережья Австралии. Однако, по утверждению специалистов Австралии и Новой Зеландии, размеры уловов весьма далеки от «научных» и обе страны стараются остановить японцев, в том числе применяя силу. Другая война за тунца развернулась в Бискайском заливе. Испанцы норовят ловить его во французских водах, а французы в испанских. Иногда на помощь рыбакам являются боевые корабли.

«Крабовые войны».
В 30-е гг. С. Диковский опубликовал повесть «Приключения катера «Смелый» о морских пограничниках, не дававших краболовам Страны восходящего солнца промышлять в советских водах. Кстати, проблема не решена до сих пор и, прежде чем начинать переговоры о Курилах, на которых настаивают японцы, нашим представителям следовало бы потребовать — прекратите воровать наших крабов.
А в 80-е гг. между Северной и Южной Кореями начались конфликты из- за деликатесных пород крабов, которые те и другие ловят в Жёлтом море. Северные корейцы бесцеремонно заходят в южнокорейскую экономическую зону, и наоборот. На выручку промысловикам приходят боевые корабли, с выбором средств защиты своих не стесняются, и ежегодно десятки корейцев погибают и получают ранения.
«Кальмаровая война». Между Англией и Аргентиной давно идёт спор за рыболовецкие зоны вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, которые британцы превратили в свою колонию ещё в 1833 г. В 1982 г. Аргентина попробовала силой вернуть их. но потерпела поражение. В 1990 г. страны восстановили дипломатические отношения, а через 4 года Лондон расширил свою экономическую зону в этой акватории до 850 миль (1400 км), объясняя это необходимостью защиты популяции кальмаров от браконьеров. В ответ аргентинцы заявили о своём праве промышлять в районе Фольклендов. Конкуренты демонстративно сопровождают траулеры боевыми кораблями. Конфликт обретает особое значение в связи с ростом цен на кальмары и истощением традиционных мест их добычи в Северной Атлантике.

«Палтусовая война».

В 1986 г Испания вступила в Европейский союз и согласилась соблюдать 10-летний мораторий на ловлю рыб у побережья Европы, чтобы сохранить их поголовье. После этого испанцы переместились к канадскому Ньюфаундленду, но в 1994 г. и Канада ввела мораторий, закрыв для промысла северное побережье Ньюфаундленда в пределах 200-мильной экономической зоны, одновременно ввела квоты на добычу. Обиженные страны — члены Европейского союза пробовали изменить их размеры, но Канада настояла на своём.
9 марта 1995 г. в районе Большой банки — обширной отмели у Ньюфаундленда — три канадских сторожевика устроили погоню за испанским траулером «Эстаи», подозревавшемся в нарушении международного рыболовного законодательства. Премьер-министр Канады разрешил морякам применить оружие. Уже в международных водах сторожевик «Кейп Роджер» нагнал испанца, но тот не собирался стопорить ход. «Кейп Роджер», на счёту которого было пять испанских траулеров, остановленных с помощью водомётов, выпустил четыре очереди из крупнокалиберного пулемёта и предупредил «Эстаи», что откроет артиллерийский огонь. Испанцы сдались. Канадские инспекторы установили, что 79% выловленных палтусов короче 38 см, а 6% — меньше 17 см, тогда как разрешено забирать только взрослых особей длиной от 60 см. После этого инцидента испанские и португальские траулеры оставили район Большой банки.
13 марта Испания направила боевые корабли в эту зону для охраны рыбаков. Европейский союз встал на сторону Мадрида, назвав действия канадцев пиратскими и пригрозив экономическими санкциями. 23 марта Испания направила иск в Международный суд в Гааге, утверждая, что канадский сторожевик не имел права задерживать её судно в международных водах. Но представители Канады заявили суду, что он не вправе заниматься этим конфликтом, так как их правительство в декларации от 10 мая 1994 г. оговорила, что Международный суд уполномочен заниматься любыми конфликтами, кроме тех, которые возникли из-за охраны морских ресурсов в северо-западной Атлантике. После этого, Международный суд отказался рассматривать иск Испании. В сентябре 1995 г. стороны пришли к соглашению, а канадцы пересмотрели квоты в пользу европейцев.
Из-за палтуса подобным образом сражались Аргентина и Тайвань, Китай и Маршалловы острова.

Фрегат типа «Тетис» Фрегат типа «Тетис» (1988 — 1995. Дания):
водоизмещение — 2600 т,
скорость — 20 узлов,
вооружение: одна 76-мм, две 20-мм пушки, возможен палубный вертолёт,
мощность силовой установки — 9000 л.с.,
дальность плавания — 8500 миль,
длина —112.5 м,
ширина 14 м,
осадка—6 м,
экипаж—61 человек.
Применяется для защиты своих рыбаков в северной Атлантике.

«Лососёвая война».
Эта рыба умудрилась испортить отношения даже между США и Канадой, когда они не смогли договориться о распределении квот на её добычу. Дело в том, что, обитая в океане, лосось нерестится в реках. Считалось, что право на него принадлежит стране, в которой самки отложили икру. Однако — при миграции лососи смешиваются с иноземными единоплеменниками, и определить место рождения какой-то рыбины невозможно.
Канадцы потребовали от США сократить промысел нерки, обычно мигрирующей в бассейн их реки Фрейзер. В ответ янки предложили соседям по континенту уменьшить улов кижуча, обитающего у острова Ванкувер, чтобы больше рыбы возвращалось в их территориальные воды. В 1985 г. обе страны подписали соглашение, установив квоты на добычу лосося, заменив их пошлиной на использование канадских вод промысловиками США. До сих пор США и Канада обвиняют друг друга в его нарушениях...
В 1997 г. истёк срок его действия, и стороны возобновили переговоры о квотах. Успехом они не увенчались, а 27 мая 1997 г. трайлер США «Кристина» был задержан канадцами, поскольку он якобы не предупредил о выходе в территориальные воды, после чего ужесточило соответствующие правила. Канадцы сослались на то, что береговая охрана США давно использует подобные нормативные акты. Государственный департамент США немедленно объявил о прекращении переговоров до тех пор, пока не образуется «конструктивная и дружественная атмосфера». Конфликт дошёл до того, что в июле 1997 г. около 200 канадских траулеров перекрыли путь судну США «Маласпина», шедшему в канадский порт с грузом лосося и несколькими сотнями туристов. А канадские корабли задержали два траулера США, ловивших рыбу без разрешения.
В 1999 г. обе стороны заключили новое соглашение, по которому квоты США на отлов лосося уменьшился, а Вашингтон должен был выделить средства на восстановление поголовья этой рыбы.

Сторожевой корабль типа «Себо»Сторожевой корабль типа «Себо» (1976 — 1989, Гана):
водоизмещение — 263 т,
скорость —27 узлов,
вооружение:  две 40-мм пушки,
мощность силовой установки — 6000 л.с.,
дальность плавания — 1800 миль,
длина —44,9 м,
ширина — 7 м,
осадка — 2,7 м,
экипаж — 55 человек.
Предназначен для охраны рыболовства.

ПРАВА ПЛАВАЮЩИХ.
Комментарий специалиста.

Виктор ШИТАРЕВ, капитан дальнего плавания.
Прежде всего, ответим на вопрос — что следует понимать под термином «Торговое мореплавание»? По нашему законодательству под ним понимается «деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей». А так как суда ходят не только в открытом море, но и заходят во внутренние воды и порты других стран, их деятельность регулируется нормативными актами, объединёнными в «Морское право».
Оно возникло одновременно с появлением торговых судов. Вот строки из документа египетского фараона Рамзеса III (1269—1244 гг. до н.э.): «Я построил большие ладьи и суда, укомплектованные многочисленными командами и сопровождающими, на них начальники с уполномоченными фараона и начальники, наблюдающие за ними. Суда были нагружены египетскими товарами без числа и были отправлены в море великое...»
Понятно, египетские моряки имели представление об ордере каравана, в котором каждому судну устанавливалось место в строю — это относилось и к эскортирующим их боевым кораблям. В те времена пиратство было вполне пристойным занятием, вроде земледелия и скотоводства, а «великая армада» фараона не могла отправиться в рейс незамеченной. Осуществить переход до порта назначения, пренебрегая нормами морского права (неважно, в какой форме они выражались — законы, обычаи) было бы невозможно.
Кроме того, уже в древности перед прибрежными странами возникла проблема обеспечения безопасности со стороны моря. Значит, примыкающая к ним акватория должна контролироваться и находиться под полной юрисдикцией страны. Споры велись лишь о ширине так называемого «территориального моря» (вод). При этом стороны вели себя подобно героям известного мультфильма, измерявших длину удава в попугаях, мартышках и слонятах. Так, за единицу измерения предлагали дальность полёта стрелы, потом лук заменили более дальнобойным арбалетом. В общем, предложений было предостаточно.
В эпоху средневековья одно из них было принято большинством морских держав — за единицу измерения приняли дальность полёта ядер, выпущенных из корабельных орудий крупных калибров, а они улетали на 3 мили. Некоторые государства эту величину удвоили, утроили и появились территориальные воды шириной 3, 6, 9 и 12 миль. Так, в Австралии, Аргентине, Дании, Канаде и США они в 3 мили, в Испании — 6, в КНДР — 12, в Южной Корее — 60, а Гвинее — 130, в Чили, Сальвадоре, Коста-Рике, Перу — 200. Море за их пределами считается открытым, в котором суда подчиняются законам страны, флаг которой они носят.
Разумеется, определяя ширину территориальных вод, каждое государство исходило из национальных интересов, тем более, она не ограничивалась нормами международного Морского права. В результате рыбаки разных стран оказывались в неравном положении — одни могли приближаться к берегу на 3 мили, а другие — не ближе 200 миль. Вот они и вопрошали — почему мы должны работать вдали от промысловых районов, находящихся у побережья, а иностранцы промышляют в 3 милях от нашего? Конечно, эту проблему можно было бы решить на взаимовыгодных условиях, но заключить двухсторонние соглашения удавалось далеко не всегда. Так и возникли предпосылки «тресковых» и прочих войн.
Принятые 29 апреля 1958 г. в Женеве международные конвенции: «Об открытом море», «О территориальном море и прилежащей зоне», «О континентальном шельфе» отнюдь не сняли вопроса о размерах ширины территориальных вод. А вторая половина XX столетия ознаменовалась техническим прогрессом и в морском рыболовстве. Появилась надёжная электронная рыбопоисковая аппаратура, позволяющая на большом расстоянии находить косяки, усовершенствовали орудия промысла, потребители стали получать больше «морепродуктов», а в самом море их стало меньше...
В стремлении сохранить промысловые ресурсы у своих берегов некоторые государства создавали «рыболовные зоны», простиравшиеся далеко за границы территориальных морей. Так, в конце 50-х гг. 30-мильную зону объявила Норвегия. Причиной послужило задержание в её водах советских траулеров и обслуживавшей их плавучей перерабатывающей базы. А Исландия, Новая Зеландия, КНДР. Канада. США и другие страны обзавелись 12-мильной рыболовной зоной.

Разумеется, многие не мирились с подобными новациями, и этот вопрос передали на рассмотрение в ООН. Так им занялось созданное на основе конвенции 1958 г. структурное подразделение — ИМКО, Межправительственная морская консультативная организация. А в 1973 г. под эгидой ООН созвали Третью конференцию по морскому праву, которой поручили разработать единую конвенцию, которая регулировала бы все виды освоения и использования Мирового океана. 10 декабря 1982 г в Монтегюбей, на Ямайке, подписали Конвенцию ООН по Морскому праву, а ИМКО преобразовали в Международную морскую организацию — ИМО со штаб-квартирой в Лондоне. Эта конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.

ИМО следовало обеспечивать международное сотрудничество в решении технических вопросов мирового торгового судоходства, содействовать принятию технически возможных норм обеспечения безопасности мореплавания и его эффективности, устранять дискриминацию в торговом судоходстве со стороны отдельных государств и компаний, предотвращать загрязнение морей и океанов. В ИМО действуют комитеты по безопасности на море, охрана морской среды и техническому сотрудничеству Основным считается первый, в котором вырабатывают соответствующие рекомендации и нормативные акты. Он формируется из представителей самых крупных морских держав с учётом принципа справедливости, географического положения.
Согласно положениям Конвенции ООН 1982 г. учредили Международный трибунал по морскому праву со штаб- квартирой в Гамбурге. Особенностью упомянутой конвенции является требование признания каждым государством-участником юрисдикции Трибунала. Спорные вопросы могут решаться не только Трибуналом, но и Международным судом, арбитражем либо специальным арбитражем.
Итак, Международный суд — это коллегия из 15 независимых судей, избираемых Советом безопасности ООН и Генеральной ассамблеей. По традиции, в его состав входят граждане стран — постоянных членов Совета Безопасности. Суд рассматривает только межгосударственные споры.
Арбитраж занимается разрешением конфликтов, если стороны избрали именно эту процедуру. Решения арбитража принимаются большинством голосов и обжалованию не подлежат.
Специальный арбитраж рассматривает проблемы рыболовства, защиты и охраны морской среды от загрязнений и научных исследований. По каждой формируются группы компетентных экспертов.
Однако вернёмся к Международному трибуналу по Морскому праву, как основному арбитражному суду ООН — ИМО. Он состоит из нескольких комитетов. Остановимся на наиболее интересных для нас.
Комитет упрощённой процедуры может рассматривать любое дело, касающееся немедленного снятия ареста с задержанного судна и освобождения его экипажа под залог или установления границ районов промысла. Принятые решения обязательны к исполнению и обжалованию не подлежат.
Комитет для урегулирования споров по морскому дну состоит из 11 судей, избираемых на 3 года с правом переизбрания. Обращаться в него имеют право как государства, так и отдельные физические и юридические лица. Надо заметить, что недавний торг между Россией и Украиной на права на части Керченского пролива должен был решаться по нормам Международного морского права именно в этом комитете, а не на «междусобойчике» президентов. А так эта проблема так и осталась «бомбой замедленного действия»...

Катер охраны рыболовной зоны «Инькоу» (Китай)Катер охраны рыболовной зоны «Инькоу» (Китай):
водоизмещение 30 т,
скорость — 16 узлов,
вооружение: два 12,7-мм пулемёта,
мощность силовой установки — 600 л.с.,
длина — 21,3 м,
ширина — 3,7м,
осадка — 0,9м.

Комитет по рыболовству может собираться по соглашению сторон по проблемам сохранения и управления морскими живыми ресурсами.
Конвенция 1982 г. решила многие проблемы торгового судоходства. Она не отменила Брюссельские 1958 г., но при расхождении их текстов за основу необходимо принимать датированный 1982 г. В нормативном акте международного морского права установлена ширина территориального моря в 12 миль, исключительной экономической зоны в 200 миль.
А теперь, руководствуясь нормами международного морского права, разберёмся в недавних действиях норвежцев относительно российского траулера «Электрон». В соответствии с положениями Международной конвенции об аресте судов, принятой в Женеве 12 марта 1999 г., «понятие арест означает любое задержание или ограничение в передвижении судна по постановлению суда для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна для приведения в исполнение решения суда или другого исполнительного документа». Понятно, никаким таким постановлением норвежцы не располагали. Надо думать, они руководствовались договором о Шпицбергене, подписанным в Париже 9 февраля 1920 г. представителями США, Англии, Индии, Дании, Франции, Италии, Японии, Норвегии, Нидерландов и Швеции. Россию проигнорировали (СССР присоединился к договору только 7 мая 1935 г.).

Сторожевой корабль береговой охраны типа «Лацада» Сторожевой корабль береговой охраны типа «Лацада» (1975 — 1977 гг., Испания):

водоизмещение — 399 т,
скорость — 30 узлов,
вооружение: по одной 76-мм и 40- мм пушке, две 20-мм артустановки,
мощность силовой установки — 8000 л.с.,
дальность плавания — 6100 миль,
длина — 58,1 м,
ширина — 7,6 м,
осадка — 2,6 м,
экипаж — 34 человека

Не стану цитировать весь договор. Заметим, что архипелаг не признавался собственностью Норвегии, на неё возлагались лишь административные функции управления природными ресурсами. Все физические и юридические стороны договора наделялись равными правами и свободным доступом к добыче и разработке природных ресурсов Шпицбергена. В статье 3 так и сказано: «граждане сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фьорды и порты... и право остановки в них, они могут заниматься в них без каких-либо препятствий при соблюдении местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными. горными и торговыми операциями на условиях полного равенства. Они будут допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходным, промышленным, горным и коммерческим делом и к его эксплуатации, как на суше, так и в территориальных водах, причём не может быть создана никакая монополия в отношении, какого бы то ни было предприятия». Далее — в том же духе. Добавим, архипелаг следовало использовать только в мирных целях.
Поэтому вызывает недоумение посылка для патрулирования в водах Шпицбергена боевых кораблей Норвегии, на которых в качестве морских инспекторов находились офицеры военного флота. Для этого предназначены специалисты по орудиям лова или опытные капитаны рыбопромыслового флота. Офицеры должны хорошо воевать, а рыбалка для них — тёмный лес, поэтому они не способны составить грамотные претензии экипажу траулера. Использование боевых кораблей следует рассматривать как военно-политическую провокацию против России или спекуляцию Норвегией на её членстве в НАТО. Кстати, этим особенно грешат «новоиспечённые» НАТОвцы.
Поскольку все стороны договора о Шпицбергене нацелены равными правами, то Норвегия не может самостоятельно устанавливать ширину территориального моря и исключительной экономической зоны, а только на конференции стран — участниц упомянутого нормативного акта.
Для определения продуктивности промысловых районов и установления квот на вылов рыб и других объектов Норвегия обязана постоянно проводить научные исследования, однако с этим она не справляется вот уже 85 лет. Кто же ими занимается? Чтож, напомним. Поле боя рыболовов..

Многоцелевой, в том числе для охраны рыболовной зоны, катер «Икар» Многоцелевой, в том числе для охраны рыболовной зоны, катер «Икар» (проект разработан в 90-е гг., Россия):
водоизмещение — 99 т,
скорость — 45 узлов,
вооружение: 30-мм пушка и пулемёт,
мощность силовой установки — 5120 кВт,
дальность плавания — 500 миль,
длина — 35 м,
ширина — 7,8 м,
осадка — 2 м,
экипаж -6-14 человек.
Состав вооружения может изменяться по желанию заказчика
.

Читайте также:

Вторжение природы в природу.
С ПЛАНЕТЫ УХОДЯТ ЛЕДНИКИ
БОЛЬШОЙ СНЕГ ИЛИ ГРУСТНЫЕ ИТОГИ
БИБИСИ объявила о начале эксперимента по моделированию климата


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.