Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Поле боя рыболовов…(«Рыбные войны» продолжение )

Опубликовал Сергей 22 января 2012 в рубрике Экология.

Поле боя рыболововДо революций 1917 г. и Гражданской войны исследования выполнялись российскими учёными, выходившими в море на научно-исследовательских судах «Андрей Первозванный». «Помор», «Рыбак», «Святой Фока», «Александр Ковалевский» и «Орка». Их программа была составлена Северной комиссией, в которой трудились такие корифеи, как М.Ф. Мец, Н.М. Книпович, A.M. Никольский, Н.А. Вершаховский и А.И. Одинцов. В 20-е гг. изучение северных морей продолжил Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). Так, в 1921 г. учёные базировались на ледокольном пароходе «Малыгин», потом к нему присоединилось судно «Персей».
Изучая воздействие разных факторов на эффективность промысла в арктических акваториях. Н.М. Книпович писал в 1932 г.: «О неисчерпаемости естественных богатств вод не может быть речи, эта иллюзия давно уже изжита. Сознание неизбежной, безусловной ограниченности продуктивности промысловых вод налагает на человека обязанность осторожно, бережно относиться к естественным богатствам водоёмов. Перед нами всё та же старая задача: взять по возможности все. что естественные богатства вод могут нам дать и, вместе с тем, сохранить их в целости на будущее время, а если возможно, то и увеличить их».


В 1935 г. на «Персее» и исследовательском судне «Николай Книпович» ПИНРО организовал экспедицию в западную и восточную части Баренцева моря. Специалисты института наладили выпуск промысловых карт и планшетов, лоций и прогнозов. Огромное значение имело для составления прогнозов организованное лабораторией Н.А. Маслова мечение рыб. В 1934 — 1941 гг. было помечено до 108 тыс. экземпляров промысловых пород. А в 1935 г. В.М. Зацепин и З.А. Филатова издали для капитанов траулеров «Атлас донных животных Баренцева моря».
В разное время в научных исследованиях участвовали траулеры РТ-74 «Саратов», РТ-110 «Салют», РТ-211 «Тунец», «Персей-2», «Персей-3», НИС-5, НИС-6 — благодаря им, промысел рыб в Баренцевом море и акватории Шпицбергена вёлся на научной основе, не подрывая продуктивности района — изымалась лишь допустимая квота вылова.
А вот Норвегия не справилась с отведёнными ей договором 1920 г. обязанностями. Факты? От китов, в изобилии водившихся у берегов архипелага, остались лишь разбросанные по берегам позвонки, охотничьи угодья опустели, исчезли моржи и тюлени. Остался низкосортный каменный уголь и только потому, что не нужен на мировом рынке.
Архипелаг Грумант был хорошо известен нашим соотечественникам в X-XI вв., когда в Западной Европе не подозревали о его существовании. На изобретённых поморами судах ледового плавания кочах северные мореходы ходили по трассе будущего Северного морского пути, на Землю Франца-Иосифа (не имевшего никакого отношения к Заполярью) и на Грумант (Шпицберген). Кстати, Баренцево море стало так называться с середины XIX столетия, ранее оно именовалось правильнее — Мурманским. А что В. Баренц? Он три раза сходил к Новой Земле, в последней экспедиции зазимовал и погиб, а уцелевших моряков спасли те же поморы. По сравнению с такими исследователями Арктики, как вице-адмирал М.Ф. Рейнеке или адмирал Ф.П. Литке он выглядит куда скромнее. Что тут скажешь, нет пророка в своём отечестве...
Россия, не без оснований, всегда считала Грумант — Шпицберген своей территорией. Для охраны побережья архипелага спроектировали особый класс крейсеров, но построили только два — помешала русско-японская война 1904 — 1905 гг. А потом Первая мировая, Гражданская, разруха, ослабившие внешнеполитические позиции России. Что и подтолкнуло правителей Западной Европы и США на отчуждение России от Шпицбергена. Однако она всё-таки выбила белых и интервентов, и обидеть сильно её западноевропейцы не решились, поэтому в договоре о Шпицбергене 1920 г можно прочитать, что «в ожидании того, что признание высокими договаривающимися державами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане высоких договаривающихся сторон».
Ответом на договор 1923 г. стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г.: «Объявляются территорией СССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, расположенных в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32"4'30" восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы, через триангуляционный знак на мысе Кекурском, и меридианом 168°49'30" западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющим острова Ратманова и Крузенштерна от группы островов Диомида в Беринговом проливе».
А теперь несколько слов о территориальном море. Берём конвенцию 1982 г.: статья 17 регулирует право мирного прохода, статья 18 поясняет, что это такое, а статья 19 даёт его понятие. Статья 311 гласит, что «настоящая конвенция не изменяет прав и обязательств государств-участников, которые вытекают из других соглашений... два или более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей конвенции».
Итак, действия судовладельца и капитана траулера «Электрон» были абсолютно правильными и законными. Вызывают недоумения решения Мурманской областной прокуратуры, возбудившей по этому поводу очередное дело. Можно подумать, что в ней, кроме юристов, работают опытные капитаны и механики промысловых судов, специалисты по орудиям лова, ведь расследование инцидента должны были производить только профессионалы. Раньше ими занимались морские инспекторы Государственной инспекции безопасности мореплавания и портового надзора. По моим сведениям, сейчас они подчинены капитанам морских торговых портов. Только после получения документов, подготовленных такими специалистами, подкреплённых, если необходимо актами независимых экспертов, иски можно передавать в прокуратуру, Международный суд и российско-норвежскую комиссию.

Поле боя рыболовов

Будучи государственным морским инспектором, я входил в состав советско-норвежской комиссии и могу утверждать, что требования и претензии норвежцев были далеко не всегда справедливыми. В частности, задержания мурманских промысловых судов — незаконными, безосновательными.
Поэтому в случае с «Электроном» дело следовало передать в Международный трибунал по морскому праву и вчинить норвежцам иск на погашение понесённых нами убытков и упущенной выгоды. Кстати, можно было бы добавить иск за моральный ущерб, понесённый моряками.
Применять какие-либо санкции к нашим капитанам до вынесения вердикта
Трибунала ООН (я имею в виду Мурманскую прокуратуру) способен только круглый невежда. Любые преждевременные меры в этом отношении будут восприняты как признание нашим правительством правильности действий норвежцев. Впрочем, поступки наших высокопоставленных чиновников ничего. кроме изумления, не вызывают. Кто, например, додумался передать промышленное рыболовство Министерству сельского хозяйства? Рядом с сёлами и деревнями бывают разве что речки да пруды, в которых рыбёшку промышляют удочками, но в «верхах» об этом, видно, не знали. И забыли, как Н.С. Хрущёв передал вдруг Минрыбхоз в Минпищепром, да одумался и через год всё вернулось на круги своя.
Что же касается Шпицбергена, то отторжение его от России (а к этому явно стремятся наши зарубежные партнёры), пагубно скажется на природных ресурсах архипелага. Чтобы восстановить их, потребуются десятилетия, а сама Норвегия с этим делом не справится. Россия же сохранила в самих арктических районах и флору, и фауну. Так, почему бы не поставить в ООН вопрос о возвращении архипелага под полную юрисдикцию России?

ОБ АВТОРЕ ЭТОЙ СТАТЬИ
Капитан дальнего плавания Шитарев Виктор Сергеевич — потомственный моряк. Впервые он надел флотскую форму в далёком 1952 г. и с тех пор не изменял однажды избранному курсу. Он много лет ходил на судах заграничного плавания, прошёл все ступени служебной лестницы, не раз пересекал экватор, бывал в «ревущих сороковых» и «воющих пятидесятых» широтах.
Ему довелось командовать морским буксиром с крупной надписью на борту «Спасатель» и участвовать в 30 с лишним операциях со всеми «северными надбавками», как-то полярная ночь, жесточайшие штормы с морозом и снежными зарядами. В частности, под его руководством выручали потерпевший аварию боевой подводный атомоход и два наших торговых судна, подорванных диверсантами в африканском порту Намиб.
С 1973 г. Шитарев работал в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР, а в последние годы — в Главной государственной инспекции мореплавания и портового надзора того же ведомства. Там он курировал безопасность торгового судоходства на северном бассейне и все аварийно-спасательные службы Минрыбхоза.
Виктор Сергеевич, автор нескольких специальных и научно-популярных книг и многих статей, продолжает служить морю, читая курс международного морского права в Государственном университете.
Так держать, капитан!

Читайте также:

Вторжение природы в природу.
БИБИСИ объявила о начале эксперимента по моделированию климата
ПОЖИРАТЕЛИ ОЗОНА
Сталагмит расскажет о ледниковых периодах Земли.

Похожие записи:

  1. «Рыбные войны».

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.