Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

ТИПОГРАФСКИЙ ПРОРЫВ ОТТМАРА МЕРГЕНТАЛЕРА

Опубликовал Сергей 31 декабря 2010 в рубрике История.

Одним из замечательнейших событий в истории типографского дела стало появление в конце XIX в. линотипа — наборной машины. Действи­тельно, изготовление литер и набор в течение четырех столетий оста­вался ручным и мало изменился по своей сути со времен Гутенберга. Специалисты предрекали: создать наборную машину невозможно.

Английский инженер Черч после пятнадцатилетних трудов в 1822 г. сконструировал первую, еще не со­вершенную наборную машину. Это изобретение произвело на совре­менников большое впечатление, и газеты поместили обстоятельное описание механического наборщи­ка. Однако из всех ручных опера­ций, которые приходилось выпол­нять наборщику, здесь была механи­зирована только одна — поиск и подача литеры. Практического при­менения машина Черча не получила, но её конструкция послужила от­правной точкой для всех последую­щих изобретателей.

Позднее было создано ещё не­сколько наборных машин, но все они имели весьма существенный не­достаток — в них не была продумана разборка набора и распределение литер по отделениям кассы, а ведь именно эта работа отбирала у набор­щика очень много времени Пово­ротным пунктом в разрешении этой проблемы стало изобретение дат­ского наборщика Христиана Зеренса, которому удалось сконструиро­вать первую наборно-разборную ма­шину, названную «Тахеотип». В 1849 г. изобретатель получил на неё патент, но продвинуть в произ­водство не смог, хотя и демонстри­ровал на Всемирной выставке «ЭКСПО-1851» в Лондоне. Вторая машина предстала перед француз­ской публикой на «ЭКСПО-1855» где она — с её производительностью в 50000 букв разбора и набора в день — вызвала восхищение. Зеренс за машину получил золотую медаль выставки и предложил использовать «Тахеотип» парижской типографии, но наборщики, угрожая забастов­кой, сорвали соглашение. В 1861 г., 43 лет от роду, Христиан Зеренс умер.

С 60-х гг. XIX в. к идее наборной машины был проявлен интерес и в России. Первая и наиболее значи­тельная попытка в этом деле принад­лежит студенту Казанского универ­ситета Петру Княгинскому. Осуще­ствлять свою идею студент решил в Петербурге. Здесь ему удалось полу­чить материальную помощь у одного из знакомых, и в 1869 г. П.П. Княгинский взял привилегию на «Автома­тический наборщик». Для материа­лизации идеи изобретатель отпра­вился в Париж, где на телеграфной фабрике изготовил модель машины, названной «Наборщик-автомат». О её испытании россиянам сообщи­ла газета «Голос», год спустя машина демонстрировалась в Петербурге на Всероссийской мануфактурной вы­ставке. Позже Княгинский привёз машину в Москву. Его изобретени­ем интересовались из любопытства, однако никто не поддержал дальней­шую проработку конструкции.

Матрицевыбивальную машину разработал и в 1878 г. запатентовал преподаватель виленского училища Иосиф Ливчак. В конце 1882 г. о сво­ём изобретении он сделал сообще­ние в Русском техническом общест­ве, а в 1895 г. экспонировал свой «Стереограф» в Петербурге на вы­ставке печатного дела.

Перед всеми создателями набор­ных и словолитных машин стояло труднейшее препятствие, мешавшее полной механизации процесса набо­ра — добиться одинаковой длины всех строк. Только в 1872 г. изобре­татель Меррит Гелли разработал и взял американский патент на маши­ну с автоматическим выравнивани­ем строк. Решение, найденное им, оказалось гениальным по своей про­стоте. В место пробела, отделяющего слова, из магазина машины подавал­ся плоский клин, более толстый кни­зу и тонкий кверху, который стано­вился в ряд с матрицами. Когда набор строки заканчивался, достаточно было надавить на лите­ры. При этом клинья передвигались, так что расстояния между словами увеличивались и строки получали одинаковую длину.

Одновременно с наборными ма­шинами совершенствовалась техни­ка отливки литер. Ещё в 1838 г. аме­риканец Давид Брэс изобрел литеролитную машину, которая позднее вошла во всеобщее употребление. В машине находился небольшой пла­вильный тигель с расплавленным металлом для литер. Все операции машина выполняла автоматически.

Долгое время словолитные и на­борные машины развивались не­зависимо друг от друга. Подлин­ный переворот в наборном деле связан с именем Оттмара Мерген- талера, объединившего две эти ма­шины в одну.

Оттмар родился в 1854 г. в Герма­нии. Отец его был учителем и гото­вил своего сына к преподаватель­ской работе. Однако отрок не испы­тывал такого желания. Оттмар починил общественные часы в сво­ей деревне, после чего решил, что будет механиком. В 1866 г. племян­ника в ученье взял дядя — часовщик. Шесть лет спустя часовых дел мас­тер Оттмар Мергенталер уехал в Америку и стал работать на фабрике Галя, около Вашингтона, на которой производились электрические часы, звонки и инструменты для сигналь­ной службы на железных дорогах.

В 1871 г. Оттмар узнал об идее изо­бретателя Клефана по использова­нию пишущей машинки для изгото­вления оригинала, который можно затем размножить литографским способом. Позже Оттмар назвал Клефана «отцом линотипа», ибо Клефан дал ему повод обстоятельно заняться вопросом автоматического набора. Кстати, к этому времени предшественники запатентовали несколько сотен различных набор­ных машин и устройств, но в типо­графиях продолжал господствовать ручной набор.

Пишущую машинку Мергенталер сконструировал в 1877 г., но она не дала удовлетворительных результа­тов. Неудача не испугала механика. Прежде чем подойти к блестящему концу и дать полиграфической про­мышленности линотип, Мергента­лер в своих изобретательских рабо­тах прошел много стадий, не давших должного эффекта. Однажды в ваго­не железной дороги его осенила мысль: набрать штемпель из матриц, а полученную затем матричную строку отлить в самой машине. Мысль эта давала ключ к разреше­нию проблемы, над решением кото­рой бились сотни изобретателей.

В 1884 г. Мергенталер закончил работу над первой моделью набор­ной машины, в которой в значитель­ной степени был использован прин­цип действия уже существовавших в те годы матрицевыбивальных ма­шин (в картон одна за другой «вдав­ливались» соответствующие лите­ры, и полученная матрица использо­валась для отливки печатной формы). А через два года фирма Оттмара Мергенталера представила специалистам первый «Линотип» (от лат. linea — линия и греч. typos — отпечаток), установленный в типо­графии «Нью-йоркской трибуны». На всех присутствующих машина произвела потрясающее впечатле­ние своими вполне разумными дей­ствиями. В линотипе одновременно одна строка автоматически разбира­лась, вторая находилась в отливке, а третья набиралась. С этого собы­тия началось продвижение линоти­па в типографии всех стран мира.

Определённого формата строка отливалась на «Линотипе» из гарта (типографский сплав из свинца, олова и сурьмы). Отливная форма для неё составлялась из матриц (ла­тунные фигурные пластинки с уг­лубленным прямым изображением соответствующих букв и знаков) и шпационных клиньев. При помощи последних матрично-клиновая строка (собственно, это и была от­ливная форма) доводилась до нуж­ного формата. После отливки стро­ки матрицы и клинья также автома­тически распре­делялись по своим хранили­щам: клинья поступали в шпационную коробку матри­цы — в гнезда магазина. Од­новременно с этим процессом линотипист-наборщик, не де­лая никаких пе­рерывов в работе, набирал следую щу ю строку и т.д. Таким образом, матрицы в «Ли­нотипе» совер­шали круговое перемещение, что в значительной степени способствовало повышению произ­водительности машины.

Мергенталер подал заявку на за­щиту патентом выключательной ма­шины с двойным клином. Однако Патентное ведомство США в выдаче патента отказало, так как на подоб­ное устройство патент был выдан Дж. Шуккерсу, а последний переус­тупил его компании «Роджерс-типо­граф». Между тем, вопрос о двойном клине был коренным вопросом про­ведения в жизнь идеи наборной ма­шины Мергенталера. За внедрение изобретения взялся предпринима­тель Ф. Додж, организовавший в 1886 г. фирму «Мергенталер лай- нотайп компани». Компании ничего не оставалось другого, как переку­пить патент Шуккерса, за что было уплачено ею 416000 долларов.

Вторая машина той же системы, построенная Оттмаром, имела уже автоматический выключательный аппарат. Однако возникшие между изобретателем и компанией фи­нансовые недоразумения привели к разрыву отношений. Мергента­лер при поддержке друзей собрал средства и устроил небольшое предприятие, где продолжал осуществлять свой проект. Несмотря на сложность и значительную стои­мость, линотипы получили широ­кое распространение по всему ми­ру. Уже в 1892 г. их было выпущено более 700 штук.

Оттмар Мергенталер в 1891 г. за­патентовал свою машину в России. Однако в российской печати первое сообщение об изобретении Мерген­талера появилось лишь в мае 1895 г.: петербургская газета «Новое вре­мя» опубликовала восторженную заметку своего парижского коррес­пондента, познакомившегося с ра­ботой «Линотипа» в одной из типо­графий французской столицы. А в начале следующего столетия в Первой Государственной типогра­фии (создана по указу императора Николая И в сентябре 1827 г., ныне «Печатный двор») был установлен «Линотип» — первый в России. Производство отечественных лино­типов начали только в 1932 г. на Ленинградском заводе полиграфи­ческих машин.

Сам Мергенталер подвел итоги своей изобретательской работы в таких словах: «История моего изо­бретения отмечается длительной эволюцией. Вначале дело шло о вы­бивании матрицы отдельными лите­рами и выключке их в строку. По­том вдавливались в бумажную мас­су целые слова, выключались строки и снимался стереотип. Поз­же матрица выбивалась целой стро­кой, и после выключки с нее делался стереотип, как особая операция. Те­перь же происходит в одной маши­не и при помощи одного рабочего набор строки из матриц, выключка строки и ее отливка. Это достиже­ние следует признать громадным результатом».

Сердце любой типографии — пе­чатные машины. Мергенталер соз­дал наиболее совершенную набор­ную машину — «Линотип». Машина более ста лет надежно работала на полиграфических предприятиях всего мира, намного пережив своих вполне достойных конкурентов: «Типограф» Дж. Роджерса, «Моно- лейн» В. Скаддера, «Монотип» Т. Лэнстона. Гениальный механик Оттмар Мергенталер, которому судьбою было отпущено всего 45 лет, подарил миру великое завое­вание технической культуры.

Автор статьи: Алексей Ренкель.

Читайте также:

Возвращение Андрея Рублева.
Опыт Первой Мировой войны.
Техногенные катастрофы в истории человечества.
Взятие "летающей крепости".


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.