Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

Последние комментарии

«Здравствуй. Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»

Опубликовал Сергей 31 декабря 2010 в рубрике История.

Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!«Ave, Ceazar, morituri te salutant»—для кого-то из римских гладиаторов, выходящих на арену Колизея, эти слова обретут буквальный смысл, и бой окажется для него последним.

К представлениям о том, что гладиаторские бои обязательно заканчиваются смер­тью одного или нескольких участников, в последнее время, правда, прибавилась и противоположная, но столь же крайняя точка зрения: гладиаторские бои в Древнем Риме были чем-то вроде шоу, и все участники их, как правило, оставались в живых. А миф о кровавой римской забаве сотворен современными писателями и кинема­тографистами, больше заботящимися об остроте сюжетных коллизий, чем о верности истории.

Как же было на самом деле?


Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!

Макет Древнего Рима, на котором хорошо видны символ вечного города Колизей и древний ипподром Циркус Максимус, ставшие образцами, по которым строились все подобные сооружения в тогдашнем мире

Цирк представлял собой поистине колоссальное зрелище: он вмещал около двухсот тысяч зрителей и являлся ареной для состязаний колесниц и квадриг; происходивших пятьдесят раз в году В 46 г. до н.э,. в ознаменование побед в Африке, Юлий Цезарь устроил в Циркусе великолепный праздник: инсценировку сражения, в которой приняли участие тысяча пехотинцев, шестьсот всадников и сорок слонов.

ГЕНИАЛЬНАЯ НАХОДКА СЕНАТОРСКИХ СЫНКОВ

Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!

Поединки древнеримских гладиато­ров, казалось бы, логично поставить в один ряд с панкратионом — особым видом кикбоксинга, распространён­ным у древних греков, или, скажем, кулачными боями с кастетами, устра­иваемые в восточных странах. Общий знаменатель действительно есть, но отнюдь не спортивный. Кор­нями подобные состязания древно­сти уходят в обряды и ритуалы языче­ских верований. Гладиаторские бои связаны с традицией приносить че­ловеческие жертвоприношения бо­гам в честь умерших. Ритуалы, в кото­рых обречённые на заклание должны были сами же и завершить жертву убийством, можно найти у скифов, греков, этрусков. Вполне возможно, что именно от соседей — этрусков — римляне и восприняли этот религи­озный обычай, сотворив из него одно из самых удивительных зрелищ в ан­тичной истории.

Первые сведения о гладиаторских боях в Риме относятся к 264 г. до н.э. Умер римский сенатор Децим Юний Брут Пера, и сыновья усопшего уст­роили в честь отца на Бычьем рынке тризну, сопровождаемую поедин­ком сжигателей трупов. Бой воинов- смертников на Бычьем рынке про­извёл на зрителей неизгладимое впечатление, и новинка довольно скоро превратилась в традицию. По мере того как популярность их возрастала, поединки смертников перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраи­вать по случаю различных государ­ственных торжеств, в честь дней рождения, годовщин смерти, в честь победы, при сооружении новых зда­ний, освящении статуй и по разным другим поводам, которых всегда находилось достаточно. Менее чем через полсотни лет, т.е. на глазах у одного поколения, поединки глади­аторов стали любимым зрелищем во всей Римской империи.

Произошли и другие изменения. Если вначале смертники сражались в обычных доспехах и обычным бое­вым оружием, то одежда и типы ха­рактерного вооружения новых гла­диаторов сильно разнообразились. С каждым десятилетием усложня­лись и сами поединки. Гладиаторы, относящиеся к категории карверс, вооружались двумя большими меча­ми. Фракийские воины носили шле­мы с широкими полями, закрывав­шими шею и ножные латы, и шли на бой с небольшим квадратным щи­том и фракийским изогнутым ме­чом. Кроме сражавшихся мечами, появились саггитарии — лучники, ретиарии, чьё вооружение составля­ли трезубец, кинжал и сеть (позднее в экипировку были добавлены латы, закрывавшие шею и нижнюю часть лица), велитесы — пешие войны с копьями. В гладиаторских играх ста­ли использовать аркан (лассо), ко­роткие ножи, серпы, изогнутые пру­тья. Появились конные гладиаторы в парфянских кольчугах, носившие шлемы с сильно ограниченным об­зором, вооружённые металличес­ким цепом, мурмиллоны, получив­шие своё название за изображение морской рыбы на шлеме. В I в. до н.э. стали популярны кельтские боевые колесницы, привезённые из Брита­нии Цезарем. Упоминаются также постулаты — стрелки, гопломахи и провокаторы — тяжеловооружён­ная пехота. Большой популярностью пользовались смешанные бои, когда легковооружённые воины бились с тяжеловооружёнными, защищёнными круглыми щитами, нагрудной бронёй и наручами.

Как пишет в «Анналах» римский историк Тацит, в гладиаторских по­единках участвовали и женщины Вначале это были рабыни либо си­лой принуждаемые участвовать в опасных играх, либо пытающиеся таким образом получить свободу. Затем на аренах появились курти­занки и даже девушки из богатых патрицианских семей.

Кроме чисто женских боёв, неред­ко устраивались и смешанные, в ко­торых противником становился мужчина. На первый взгляд может показаться, что «слабый гладиатор­ский пол» получал на арене некото­рую фору: им разрешалось участво­вать в схватке на колесницах, тогда как их противники — мужчины би­лись пешими. Но это лишь на первый взгляд. Бой не становился для жен­щин легче — не так-то просто с мча­щейся колесницы отразить мечом удар пики нападающего, который к тому же пытается стащить против­ницу под колёса. Спасение в таком бою лишь в одном: напасть первой.

Хорошо известен бой в Колизее, устроенный в правление Домициана (81—96 гг. н.э.), в котором воитель­ницы сражались одновременно с карликами и гладиаторами, воору­жёнными секирами. Согласно римским источникам тогда же про­водились «слепые бои», в которых удары наносились на слух. Но, как свидетельствуют современники, особый восторг публики на трибу­нах вызывали схватки женщин, воо­ружённых лишь короткими мечами, с львами, тиграми или пантерами

В 200-х гг. императором Септимием Севером поединки женщин-гла­диаторов были запрещены.

ГЛАДИАТОРСКИЕ ШКОЛЫ

По большей части гладиаторами становились не по собственной во­ле, бойцовский корпус формиро­вался из рабов, преступников, во­еннопленных. Но порой в гладиато­ры записывались и свободно­рожденные искатели приключе­ний, привлечённые высокими го­норарами или мечтавшие о славе.

Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры. В гладиаторских боях участвовали в разное время Тит, Ад­рианриан, Луций Вер, Дидий Юлиан, Не­рон, Калигула.

Подготовка гладиаторов проводи­лась в специальных школах, принад­лежащих государству или частным лицам и укомплектованных боль­шим штатом тренеров, оружейни­ков, поваров, врачей. По понятным причинам каждая гладиаторская школа имела также собственную по­хоронную команду.

На обучение профессиональных гладиаторов тратились огромные деньги, а условия жизни в таких школах были даже по современным представлениям достаточно непло­хи. Питание по специально разрабо­танным диетам, лечение, массаж. В зависимости от пожеланий, глади­аторы могли получить на ночь жен­щину или мальчика. И хотя в целом распорядок дня отличался сурово­стью, причиной этого было скорее не их рабское положение, а задача ланисты — управляющего школой, желавшего добиться создания силь­ной гладиаторской команды.

Отношение к гладиаторам в Риме с самого начала было до странности двусмысленным. С одной стороны, они были презирдемы, как любые другие рабы, а с другой — многие из них становились настоящими героя­ми, любимцами народа, сенаторов и императоров, использовавших гла­диаторов в качестве телохранителей или персональной армии, и баловав­ших своих любимцев. Цезарь, на­пример, владевший в Капуи казар­мой с 1000 гладиаторами, облачал гладиаторов своей школы в серебря­ные доспехи и выплачивал им огром­ные гонорары.

Так что гладиатор мог стать очень богатым человеком и получить за­ветный rubis — деревянный меч, вручаемый императором в качестве символа свободы. Правда, с одним условием: если ему удастся уцелеть в поединках на арене.

POLLICE VERSO или MISSUM? ДОБИТЬ ЕГО ИЛИ ОТПУСТИТЬ?

У припасливой Истории сохрани­лось множество легенд о колоссаль­ной популярности римских гладиа­торских игр. Согласно одной из них Св. Илларион Великий, христиан­ский аскет IV в. так пристрастился к играм, что не мог удержаться от их посещения и, чтобы избавиться от наваждения, вынужден был от­правиться в Палестинскую пусты­ню, где игр не было.

Был ли в жизни христианского святого такой факт, не было ли, кто знает. А вот страсть римлян к гладиа­торским боям известна хорошо. От Вестфалии до Евфрата империя содержала сеть из 186 цирков и ам­фитеатров, некоторые из них, пере­жив тысячелетия, уцелели до нашего времени, и даже по сохранившимся руинам можно судить об их устрой­стве. Как в самом Риме, так и в про­винции, цирки оборудовались слож­ными механизмами — лифтами, подвижными платформами, подни­мавшими декорации, гладиаторов, клетки с дикими зверями.

Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!

О начале гладиаторских поедин­ков, проходящих в том или ином городе, его жители извещались за несколько дней. Глашатай называл имя устроителя, число пар гладиато­ров, их вооружение.

обычно собиралась в ам­фитеатрах чуть ранее начала самих игр, чтобы успеть обменяться ново­стями, поудобнее устроиться на три­бунах, а то и перекусить — еду и на­питки тут же предлагали ушлые тор­говцы. Для сенаторов имелись туалеты. В знойные дни на деревян­ных опорах растягивали огромный тент, а для охлаждения воздуха раз­брызгивалась вода.

Представление открывалось боя­ми на деревянных мечах, музыкаль­ными номерами и клоунадами. За­тем для разминки следовал поеди­нок тупыми мечами. И наконец, начиналось главное действо — сра­жение. В зависимости от предпочте­ний публики того или иного города в нём одновременно участвовали либо одна пара соперников в одинаковом вооружении, либо несколько пар, представляющих разные его виды. Гладиаторов, из трусости уклоняв­шихся от боя, выгоняли на арену би­чами и раскалённым железом.

Иногда бойцы, сражавшиеся в па­ре, израненные и изнуренные боем, не могли продолжать его, и, если они сражались храбро, публика позволя­ла им покинуть ристалище, не опре­делив победителя. Но обычно сра­жение завершалось нанесением смертельного удара. Случалось, ра­ненный гладиатор просил о пощаде. И в этот момент судьба, отпущенная человеку богами, вступала в риско­ванную игру с капризом людей, раз­горячённых зрелищем. Они опуска­ли палец вниз — название этого же­ста по латыни: pollice verso,— приговаривая бойца к смерти, либо щадили его, выкрикивая «missum» — отпустить. Если побеж­дал каприз, побеждённый вставал на колени и получал летальный удар в грудь или его добивали ударом в спи­ну в область сердца. После чего раны гладиатора прижигали раскалённым железом, чтобы убедиться в том, что он действительно умер, а не притво­ряется, и тело крючьями стаскивали с арены.

ЗВЕРИНЫЕ ИГРЫ.

Использовать в гладиаторских боях диких животных предприимчивым римлянам пришло в голову ещё во II в. до н.э. — первые подобные иг­ры были устроены в Риме в 186 г. до н.э. Когда же начались войны с аф­риканскими странами, предприим­чивые маркитанты, сопровождавшие римские легионы, стали доставлять из Африки экзотических живот­ных — слонов, бегемотов, носорогов, леопардов... Вначале в цирках устра­ивались чисто звериные игры, для во­инственности раня их шипами и зажжёнными стрелами или травя соломенными чучелами. Иногда ради забавы приковывали слонов к быкам или медведей к носорогам. В борьбе должны были участвовать даже такие мирные по природе животные, как олени, косули, обезьяны, жира­фы и страусы. Для защиты зрителей от нападений диких зверей, места для сидения в цирке были отделены от арены широким рвом с водой.

Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!

Ловлей, дрессировкой и транс­портом таких животных занималось множество людей по всей империи. Дело это было трудным и опасным, но, чтобы развлечь Рим и заработать деньги, ни перед трудностями, ни перед опасностью никто не отсту­пал. Животные — гладиаторы со­держались в специальных зверин­цах — вивариях. При Гордиане III, например, в римском виварии нахо­дились 32 слона, 60 львов, 10 тигров, 1 носорог, 1 бегемот, 10 лосей, 30 ле­опардов, 10 гиен, 10 жирафов, 40 ди­ких лошадей, 20 диких ослов и мно­жество других животных.

В поисках острых ощущений че­ловек, как известно, не знает пре­град. И рано или поздно человек и зверь должны были встретиться на арене, чтобы помериться силой, лов­костью и хитростью. В Риме даже открыли специальную школу, где гла­диаторы получали специальную под­готовку для битвы против конкретных видов зверей. Известен случай, когда собственными руками убил в поединке бегемота большой любитель экстрима римский импе­ратор Коммод.

Особенно эффектны были теат­рализованные постановки на мифо­логические темы, в которых одно­временно участвовало большое количество как гладиаторов, отно­сящихся по вооружению к разным видам, так и зверей. В подобных по­становках всегда использовалось множество разных технических средств — машинная и декоратив­ная сценическая техника в Древнем Риме была доведена до совершенст­ва. В гладиаторских играх в честь победы императора Трояна в 107 г. н.э. над даками, устроен­ными с невиданным размахом, — участвовали 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных, а длилось представление 123 дня кряду.

К IV в. н.э. на аренах Великого Ри­ма было уничтожено столько живот­ных, что северная Африка практи­чески осталась без зверей. Цена за одного льва достигла 600 000 сестер­циев, в переводе на современные деньги — это около 6 миллионов ев­ро. Только однажды прежнего бле­ска сумел достигнуть император Элагабал, доставивший из Индии 150 тигров. Конечно, животные — зуб­ры, верблюды или ослы — на гладиа­торских аренах появлялись по-прежнему, но без хищников, зрелище ста­ло пресным и римлян забавляло куда меньше. Последний гладиаторский поединок, в котором участвовали животные, состоялся при императо­ре Теодорихе (ок. 454 — 526 гг.).

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИАР.

Благодаря популярности среди на­рода, гладиаторские бои играли важ­ную роль в политических кампаниях по выборам в сенат. Рассчитывать на карьеру сенатора и завоевать благо­склонность масс скорее и вернее мог тот, кто предлагал народу «хлеба и зрелищ». Позже, в связи с ростом влияния христианства, некоторые императоры, правда, попытались со­кратить число участников поедин­ков или свести сражение к его имитации.

Однако всё продолжалось по- прежнему. Немецкий историк Юнкельман, например, подсчитал, что за 300 лет существования в Колизее индустрии «развлечений», ежегодно там погибало около 1000 человек. И это только в Колизее, тогда как гладиаторские бои проводились поч­ти в каждом городе и городке рим­ской империи и несколько раз в год. Лишь в 404 г. император Гонорий на­ложил на гладиаторские бои оконча­тельный запрет. Этому послужило жестокое событие: разъярённые зрители растерзали греческого мо­наха Телемаха, выбежавшего в раз­гар боя на арену, чтобы разнять сра­жающихся гладиаторов.

Иную точку зрения представляет профессор университета Майями Стивен Так, считающий, что воору­жение и обмундирование гладиато­ра было настолько надёжным, что в ходе поединка противники наноси­ли друг другу секущие удары, кото­рые делали зрелище более крова­вым, но не причиняли его участни­кам большого вреда.

В подтверждение своей точки зрения доктор Так апеллирует к ис­точникам. Не к тем, конечно, в ко­торых современники рассказыва­ют, что поединки на арене нередко приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим пес­ком. Скорее всего, не было среди «источников» и записей Сенеки Младшего (I в. н. э.), написавшего после боя, когда на арену выпусти­ли плохо обученных грегариев с од­ними только мечами, без щитов и доспехов: «...пошла настоящая рез­ня! Прикрываться нечем, все тело подставлено под удар, ни разу ни­чья рука не поднялась понапрасну...

Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!

Автор статьи: Татьяна Соловьева.

Читайте также:

Послевоенные немецкие паровозы «Фрау», серия ТЭ.
Визиты НЛО в Древнем Египте (окончание).
Миф о Куликовом поле (начало).
Русский писатель-фантаст Николай Шелонский и его предсказания.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.