Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

Последние комментарии

Паровоз П36 «Победа».

Опубликовал Сергей 31 декабря 2010 в рубрике История.

Паровоз ПобедаПосле окончания войны стала очевидной необходимость созда­ния нового пассажирского паро­воза, Локомотивы СУ с тремя движущими осями уже не справ­лялись с возрастающими пере­возками, а мощные ИС были слишком тяжелы для послевоен­ных путей. Необходима была пас­сажирская машина мощностью 2500 л.с. (как у ИС), но с ограни­ченной до 18 т. нагрузкой на ось. Эскизный проект, разработанный в НИИ железнодорожного транс­порта, был передан в КБ Коло­менского завода. Проектирова­ние выполнялось под руководст­вом Л.С. Лебедянского, ведущим конструктором стал Г.А. Жилин.

Сильный коллектив коломен­ских инженеров в своих разра­ботках не топтался на месте. Но­вый пассажирский паровоз явил­ся очередным шагом вперед — смелым, но выверенным и точ­ным. Он (как и Л) был создан с применением американских принципов,переработанных для использования в отечественных условиях. Мощная топка с меха­ническим углеподатчиком, соответствующий котёл, «американ­ский» блок цилиндров и бруско­вая рама — всё явилось прочной основой для достижения задан­ной мощности.

Выбранный тип локомотива (2- 4-2) позволял развивать большие скорости и плавно проходить кривые благодаря передней двухосной тележке, а задняя те­лежка, тоже двухосная, обеспе­чивала свободное размещение огромной топки. Четыре движу­щие колёсные пары определяли большую силу тяги.

Чрезвычайно длинная дымовая коробка способствовала равно­мерности тяги и сокращению уно­са топлива в трубу, что повышало экономичность. Увеличенные га­зовые проходы и паропроводы большого сечения уменьшали по­тери. Вся ходовая часть, движу­щий и парораспределительный механизмы были выполнены на подшипниках качения. Сопротив­ление движению было минималь­ным, как и объём ежедневного ухода. Локомотив мог катиться по рельсам легко, как ни один из прежних.

Опытный П36-0001 был постро­ен в 1950 г. Ему не присвоили традиционного для отечественных паровозов обозначения. Серией стало заводское наименование — проект КМЗ, порядковый номер 36. Испытания подтвердили пре­красные качества паровоза. Он без напряжения развивал но­минальную мощность, а макси­мальная превышала 3000 л.с. КПД составлял 9,2%, что для ма­шин с механическим отоплением было рекордным.

Внешний вид локомотива пора­жал воображение. Формы «Лебедянки» были развиты с той же смелостью, с какой были развиты её технические решения. Изящ­ные обводы гофрированных дымоотбойников повторялись в на­клоне передней стенки будки, об­щий кожух верхней части котла продолжался от трубы до самой кабины машиниста. Ничего по­добного облику паровоза П36 во всём мире не создали.

Но серийный выпуск П36 начал­ся лишь в конце 1954 г. Коломен­ский завод был занят производ­ством крайне необходимых «Лебедянок». Кроме того, длинные локомотивы не помещались на технологической тележке, рабо­тавшей еще с дореволюционных времен, поэтому все П36 были собраны на экспериментальном участке.

Решением XX съезда КПСС по­стройка паровозов была прекра­щена, и последним в августе 1956 г. стал П36-0251. Судя по «0» перед номером, первоначальные планы выпуска не ограничивались 999 машинами. На локомотиве поместили табличку: «1869- 1956 г. № 10420. Последний паро­воз постройки Коломенского завода им. В.В. Куйбышева».

Локомотивы отправляли на за­падные и центральные железные дороги, а позже — на Транссиб. Здесь они водили экспресс № 1 Москва—Владивосток, а между Москвой и Ленинградом — «Крас­ную стрелу».

П36 везде показывали свои по­ложительные свойства. Благода­ря большой мощности, один локомотив мог заменить два СУ. Высокая экономичность и приме­нение водоподогревателя умень­шали потребление не только топ­лива, но и воды. Большой шестиосный тендер позволял реже про­изводить экипировку. Без заправ­ки водой П36 проходил до 300 км — величина, для обычных паровозов недостижимая. Там, где им заменили прожорливые ИС, экономия угля достигала 25%. Лишь на участках с предель­ными подъёмами П36 не могли конкурировать с тяжелыми ИС.

В паровозе всё было предусмо­трено для удобства работы локо­мотивной бригады: просторная и светлая будка, не требовавшие постоянного внимания подшип­ники качения,централизованная смазка, облегчавший очистку топ­ки от шлака пневмопривод про­качки колосников...

Ни одного от­рицательного свойства этих ма­шин так и не выявилось.

Железнодорожники П36 назва­ли было «генералами», имея в ви­ду широкие полосы — «лампасы» по бокам, но прижилось другое прозвище. От первой буквы серии их повсеместно стали звать «По­бедой», хотя такое имя дали при постройке «Лебедянке». Действи­тельно, П36 стал настоящей побе­дой паровозостроителей. «Это те локомотивы, о которых мечтали машинисты. Жаль, что мало дове­лось на них поработать», — так от­зывался о П36 один из ветеранов.

Паровоз Победа

С начала 70-х гг. «Победы» ста­ли заменять электровозами и те­пловозами. Последними депо, в которых до 1974 г. работали П36, были Белогорск в Забайкалье и Облучье на Дальневосточной. В начале 80-х полные сил машины начали сдавать в металлолом. Многие из них вырабатывали пар на строившейся центральной час­ти БАМа. В Восточной Сибири до­живали первый и последний паро­возы, не помогала даже сохра­нившаяся мемориальная таблич­ка П36-0251. Лишь благодаря са­моотверженности ленинградских энтузиастов, обе «Победы» были спасены П36-0251 можно уви­деть в Санкт-Петербургском му­зее, а восстановленный в 2005 г. до рабочего состояния П36-0001 намертво встал на путях музея на Рижском вокзале Москвы.

Даже за рубежом интерес к этим локомотивам настолько ве­лик, что один из них отправился в железнодорожный музей Герма­нии, а другой, постоянно нахо­дясь в Петербурге, выкуплен анг­личанами, восстановлен и под­держивается в работоспособном состоянии С десяток П36 стали памятниками и музейными экспо­натами, а несколько машин ис­пользуют для ретропоездок.

Неслучайно «Победу» называют «лебединой песнью» отечествен­ного паровозостроения. Локомо­тивы, совершенные внешне и тех­нически, выпустили ограниченной партией, а потом отставили от ра­боты, даже не позволив им выра­ботать свой ресурс…

Автор статьи: Леонид Макаров.

Читайте также:

ПЕРВЫЙ "КОСМИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОВОЗ"
ПАТЕНТ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
«НАРОДОВОЛЕЦ»
Освоение морских глубин в истории человека.


К записи оставлено 2 коммент.

[...] был готов к осени 1945 г., ему присвоили серию П — «Победа». В обкаточную поездку до станции Рыбное под Рязанью [...]

[...] шараПаровоз "Лебедянка". | История, техника и наука на Паровоз П36 «Победа».StrongMan на На каком языке говорит вода? Видео:”Великая [...]

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.