Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Рижский трамвай (РВЗ-6).

Опубликовал Сергей 1 марта 2011 в рубрике История.

Рижский трамвайВ 1933 г. в США впервые создали трамваи РСС (пи-си-си) с новинками тех лет: косвенной низковольтной реостатно-контактной системой управления (РКСУ), облегченным  кузовом, рельсовым тормозом и пр. Эти новшества определили направление конструирования трамваев на последующие полвека не только в США, но и в СССР, Чехословакии, Польше и других европейских странах.

На Всесоюзном конгрессе работников трамвая в июле 1934 г. В Ленинграде предложили использовать эту систему управления и в отечественных трамваях. Спустя месяц инженер завода «Динамо»  А. В. Поросятников предложил управляемый маленьким серводвигателем 18-позиционный групповой реостатный контроллер (ГРК) оказавшийся проще американской системы. В октябре 1939 г. Поросятникову и его коллеге Белкину поручили спроектировать РКСУ для трамвая, но завершить эту работу помешала война.

Постановление Совета министров СССР от 7 июня 1948г. предписывало создать опытные трамваи с РКСУ на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ), который в 1893 – 1916 гг. был известен под названием «Феникс» а в 1946-40 гг. — «Вайрогс» (по-латышски «щит»). С этого времени на РВЗ куда в 1948-50 гг. передали производство трамваев МТВ – 82 из подмосковного Тушина, приступили к конструированию собственной модели трамвая.

В 1950-51 гг. на РВЗ построили два первых вагона с РКСУ: один с сериесными, другой с компаундными тяговыми электродвигателями. Их передали в московское депо им. П. Л. Апакова, ставшее с этого времени всесоюзным трамвайным испытательным полигоном. 24 январе 1951 г. первый трамвай, обозначенный РВЗ 1950 (позднее — РВЗ- 50), осмотрели руководители отрасли. До 15 августа 1951 г. вагон проходил испытания на линии Курского вокзала ЗИС — Нижние Котлы. С 3 марта 1952 г. РВЗ-50 и РВЗ – 51 возили пассажиров маршрута № 12 «Застава Ильича — Октябрьская пл.». Результаты испытаний показали правильность принятых технических решений: автоматическое управление разгоном и торможением, обогрев салона теплом пускового реостата, несущий цельнометаллический кузов, легкие тележки с опорно – рамной подвеской двигателей, колесные пары с резиновыми вкладышами и др.

Рижский трамвай

Рижский трамвай. РВЗ-6.

Междуведомственная комиссия (МВК) в июле 1953 г. направила письмо председателю Совета министров СССР Г.М. Маленкову о необходимости выпуска десяти опытных вагонов РВЗ. Тем временем в депо им. Апакова на специальных курсах, ремонтники и водители изучали конструкцию нового нагона. Виднейшие специалисты отрасли И. Ф. Быков, Б. А. Самойлов, О.Г. Тирбах подготовили замечания для завода-изготовителя. В течение 1954-51 г. с новыми вагонами РВЗ ознакомились транспортники Венгрии, Чехословакии, Франции.

К 1956 г. в Москве уже работало 12 вагонов РВЗ с четырьмя электросхемами. Помимо РВЗ – 50 и РВЗ – 51 поступила опытная партия из десяти трамваев РВЗ-55, причем два впервые в СССР могли работать по системе многих единиц с низковольтным межвагонным соединением. В 1957 г. сделали три вагона РВЗ-57с дюралевой обшивкой, фанерным полом, пропитанным бакелитом, ширмовыми дверями без средних стоек и барабанным тормозом вместо клещевого. Этот трамвай после испытаний решили выпускать серийно. Но введение с 1 июля 1959 г. нового ГОСТа на трамвайные вагоны заставило РВЗ переделать конструкцию РВЗ-57. Его серийный выпуск начался спустя два года под индексом РВЗ-6.

Опытная партия из восьми вагонов РВЗ – 6 поступила в 1960 г. в Москву, где уже год работали чехословацкие трамваи «Татра» (Г – 2). Из-за этого массовые поставки РВЗ – 6  в столицу, так и не качались. Их не передавали в Ленинград, Киев и Свердловск, за исключением единичных вагонов. Зато много поставили в другие города СССР: Уфу, Ереван, Минск, Харьков, Одессу. Крупнейшим по населению городом СССР, где работали  РВЗ – 6, стал Ташкент. Туда же после землетрясения 1966 г. передали «шестерки» из Москвы, кроме 13 опытных, возвращенных в начале 1960 гг. в Ригу.

С 1966 г. на РВЗ выпускала модернизированную модель, назвав ее РВЗ- 6М, а в 1974 г после дальнейших изменений в конструкции — РВЗ-6М2. Эти вагоны могли работать по системе многих единиц, причем высоковольтная часть каждого вагона питалась от собственного дугового токоприемника. Двухвагонные поезда из рижских вагонов и сегодня можно встретить в Минске, Салавате, Уфе и других городах. В Казани и Владивостоке в 1970 – 80 гг. ходили даже трехвагонные поезда РВЗ-6М2. Минские трамвайщики внедрили высоковольтное, межвагонное соединение, позволившее на втором вагоне опускать дугу.

РВЗ-6 (6М, 6М2) после принятия в 1976 г. новой системы обозначений трамвайных вагонов в документации называли  «вагон мидели 71-17». Это не прижилось, и наименование РВЗ-6 осталось. Всего в 1960-88 гг. их выпустили 5939 для 43 городов СССР. Крупнейшие партии были поставлены в Новосибирск (889 вагонов), Казань (646), Ташкент (412). Ежегодно строили 215-240 вагонов. В распоряжении Совета министров СССР от 3 октября 1986 г. предусматривалось свернуть выпуск РВЗ – 6 с 1 января 1988г.

На вагоне РВЗ – 6 дюралевые листы обшивки крепили заклепками, внутренние стенки и потолок покрывали фанерой, как и пол, правда, с реечным настилом. Впервые в СССР трамвай РВЗ – 6 вентилировался через воздухозаборники в лобовой части вагона. На РВЗ – 6  сначала применяли клещевой тормоз на РВЗ-6М2 — колодочный с пневмоприводном. Пневматическими были также песочницы, стеклоочистители и двери. На вагонах РВЗ – 6 установили дуговой токоприемник. Этектросхему впервые раздели и на две части: высоковольтную и низковольтную. РВЗ – 6  оказался на 500 кг легче чехословацкого трамвая «Татра». Благодаря РКСУ увеличилась динамичность. Облегченные тележки обеспечили тихое прохождение стыков, а отказ одной группы двигателей не мешал водителю дотянуть вагон до депо с помощью другой. Согласно новому ГОСТу 8802 – 78 был разработан трехдверный вариант — РВЗ 10, однако запустить новинку в серию не удалось.

Рижский трамвай

Схема РВЗ-6.

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

1 – контактный провод;

2 – токоприемник;

3 – грозоразрядник;

4 – главный автомат;

5  – контроллер водителя;

6  – групповой реостатный контроллep (ГРК);

7  – контакторные ящики;

8  – реостат;

9  – тяговые электродвигатели;

10 – аккумуляторная батарея;

11 – рельс.

Со временем качество и надежность РВЗ – 6  cнижaлиcь. Из – за этого многие построенные в 80-е гг. трамваи списали лет десять спустя, а ведь их ресурс достигал 16-18 лет. На стыке тысячелетий вагоны РВЗ списали во Владивостоке, Алма-Ате, Ногинске и других городах. Закрыли трамвайные хозяйства в Архангельске, Баку и Ереване, там РВЗ – 6  составляли существенную часть вагонного парка. Зато их до сих пор бережно эксплуатируют в Салавате, Уфе, Хабаровске и Комсомольске-на- Амуре, где на Комсомольском авиазаводе в 1990-е гг. модернизировали практически весь трамвайный парк края.

Сегодня РВЗ – 6  работает в 13 городах бывшего СССР. В качестве музейного экспоната РВЗ – 6, способный выйти на линию, сохранился лишь в Москве и Владивостоке. В бывшем Кировабаде (ныне азербайджанская Гянджа), где трамвай закрыли в 1976 г., вагон РВЗ – 6  установили на постамент как памятник техники.

Блок-схема

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАМВАЯ РВЗ – 6 :

Длина - 14080 мм

Ширина - 2596 мм

Высота - 3148 мм

База:

-   вагона - 6600 мм

-   тележки- 1750 мм

Число мест:

- для сидения – 39

-общее – 118

Максимальная скорость – 64 км/час

Среднее ускорение разгона – 1.2 – 1.3 м/с2

Среднее замедление

при служебном торможении – 1.13 —1.2 м/с2

Максимальное замедление

при экстренном торможении - 2 .9 м/с2

Масса – 16,5 т.

Годы выпуска – 1961 – 1988.

Групповой реостатный контроллер

Групповой реостатный контроллер

ГРУППОВОЙ РЕОСТАТНЫЙ КОНТРОЛЛЕР (ГРК):

1 - рама,

2 - несущий угольник,

3 - кулачковый вап,

4 - низковольтные кулачковые элементы,

5 - кулачковые элементы с дугогашением,

6 - кулачковые элементы без дугогашения,

7 – cерводвигатель.

РВЗ – 6 это первый наш серийным трамвай с низковольтной PKCУ. Его серийный выпуск длился почти 30 лет. Опытные вагоны РВЗ образца 1950-х гг. по техническим характеристикам и дизайну превосходили чехословацкие трамваи «Татра» Т-2. Не затянись внедрение РВЗ – 6  на долгие 13 лет, и они стали бы основным типом подвижного состава московского трамвая.

Читайте также:

ПРЕКРАСНЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ
Песнь недопонята. Употреблена во вред!
Освоение морских глубин в истории человека.
Тайна терракотовой печати

Похожие записи:

  1. Трамвай «с гармошкой».
  2. Последний советский трамвай(71-608К).
  3. Провинциальный трамвай.
  4. Путиловский трамвай.
  5. ГОЛУБОЙ ВАГОН

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.