Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

«НАРОДОВОЛЕЦ»

Опубликовал Сергей 18 марта 2011 в рубрике Военная техника, История.

Когда 5 марта 1927 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась закладка трех первых подводных лодок советской постройки — серия 1, вряд ли кто-нибудь смог бы предсказать их судьбу. Увы, но головная Д – 1 («Декабрист »), со всем экипажем погибла по неизвестной причине во время учебного погружения в 1940 г.; Д – 3 («Красногвардеец») также со всеми находящимися на борту пропала без вести в 1942 г. во время боевого похода. Зато к Д – 2 («Народоволец») судьба оказалась благосклонна.

Лодка, спущенная на воду в мае 1929 г. и вступившая в строй в октябре 31 – го, с 1933 г служила на Севере. Но осенью 1919 г. она встала на капитальный ремонт, который осуществлял завод-строитель. К 22 июня 1941 г. субмарина по-прежнему находилась в ремонте и официально числилась в составе Северного флота. Война вынудила судостроителей ускорить завершение работ, и в сентябре 1941 г. Д – 2 вернулась в строй боевых кораблей. С августа ее официально зачисли ли в состав Краснознаменного Балтийского флота, всю войну ею командовал капитан-лейтенант (к маю 1945 г. — капитан 2-го ранга) Роман Владимирова Линдерберг.

В свой первый боевой поход, оказавшийся самым ударным «Народоволец» вышел 23 сентября 1942 г. Сперва нашим морякам не везло, пять торпедных атак оказались безрезультатными. Но настойчивость балтийцев, принесла результаты: 14 октября в районе острова Борнхольм торпеда отправила на дно германский транспорт « Якобус Фрицен» (тоннаж 4090 брт. груз угля).

В течение нескольких следующих дней подлодку трепал жестокий шторм, причинивший различные повреждения, к тому же Д-2 попала в рыбацкую сеть. Однако все это не помешало РВ Линдербергу 19 октября атаковать вражеский конвой. На сей раз, торпеда поразила вражеский железнодорожный паром с символичным названиям «Дойчланд» («Германия»). Хотя судно и не затонуло, но в результате взрыва погибли и получили ранения десятки коллаборационистов из норвежского легиона, отправлявшихся в отпуск. Кстати сам паром после войны по репарациям оказался в составе нашего флота и переименованный в «Аниву» долго служил на Дальнем Востоке.

Всего до 9 мая 1945 г. «Народоволец» совершил четыре боевых похода, а после войны оставался в составе Балтийского флота до 1956 г. Именно на «Народовольце» испытывались принципиально новые системы жизнеобеспечения подводных атомоходах. Затем до 1987 г. заслуженная субмарина использовалась как учебно-тренировочная станция «УТС-6», базируясь в Кронштадте. Но к концу 80-х она оказалась устаревшей даже для этой роли.

К счастью, нашлись люди, оценившие историческое значение лодки ветерана. В результате ее не отправили на слом и в 1987 г. начались работы по превращению последней представительницы серии I в корабль – памятник, завершившиеся спустя семь лет. Торжественное открытие мемориального комплекса подводной лодки Д – 2 «Народоволец» являющегося филиалом Центрального военно-морского музея состоялось 2 сентября 1994 г.

Установленная на Васильевском острове лодка памятник содержится в очень приличном состоянии, в экспозиции музея имеются экспонаты, представляющие немалую историческую ценность. Мемориальный комплекс представляет большой интерес для всех, кому небезразлична история нашей Родины.

Кормовая перегородка 7-го (кормового торпедного отсека). В центре маховик приводов клапанов ЦГБ №14.


7-ой (кормовой торпедный отсек). Правый борт – спальные места экипажа.


В музее все воссоздано «как положено», даже расположенный в 5-м отсеке гальюн.


Носовая переборка 7-го (кормового торпедного отсека). Вид в дизельный отсек.


6-ой дизельный отсек (вид в нос). Дизели изготовленные в 1943 г. установлены на Д – 2 два года спустя. Сейчас в дизельном отсеке тихо, но можно себе представить, каково было механикам, когда моторы работали на полную мощность.


5-ый отсек: компрессор низкого давления, стойка с индивидуальными, спасательными аппаратами.


Кают – компания офицеров (3-й отсек).


1-й (носовой торпедный отсек). Вид на запасные торпеды и спальные места экипажа по левому борту.


1-й (носовой торпедный отсек). Запасные торпеды и спальные места экипажа по левому борту. Хорошо заметно, что личный состав отдыхал буквально в обнимку с запасными торпедами (на снимках послевоенные торпеды с неконтактными взрывателями).


Носовая переборка 1-го (носового торпедного) отсека.


Вид на 2-ю аккумуляторную яму (3-й отсек).


1-й (носовой торпедный) отсек. Вид на крышки носовых торпедных аппаратов левого борта.

Читайте также:

Московские «Коробочки»
Телевысотка "Останкино"
Найдена колыбель человечества?
Изобретатель книгопечати.

Похожие записи:

  1. ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?

Комментирование закрыто.

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.