Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Живые небеса. Загадки забытых цивилизаций.

Опубликовал Сергей 14 января 2012 в рубрике История.

Древняя астролябинаПЕСНИ ЗВЕЗД. На вершинах, достигнутых в астрономии древними шумерскими и египетскими жрецами, невольно закружится голова даже у человека, шагнувшего в открытый космос и побывавшего на Луне. Но и признавая за древними звездочетами определенные достижения - а куда денешься! - большинство современных историков науки всерьез говорят, что шумеры и египтяне испытывали перед небесами мистический ужас.
Высокомерно, вульгарно и не очень умно, так как подобные суждения застят глаза и не позволяют увидеть в небесах то, что было доступно древним мудрецам. И уж тем более - услышать то, что слышали они.
Невозможность слышать космические звуки для нас не подлежит сомнению - центры чувственного восприятия человека развиты не в достаточной степени, чтобы реагировать на тонкие уровни вибраций (назовем их более привычным словом - излучения), из которых состоит Вселенная. А меж тем для людей она «онемела» совсем недавно. Всего чуть более двух с половиной тысячелетий назад, космические звуки были различимы и понятны. Хранители Знания - жрецы умели слышать высшие созвучия миропорядка, узнавая и звучание движущихся светил, и их согласное пение, умели описывать через зримые образы вибрации Вселенной. Одно из наиболее ярких и наиболее известных из них сохранилось при посредничестве Пифагора в его теории «музыки сфер».

Древняя астролябина

Древняя астролябия, найденная на раскопках в районе Ефрата.
Диск, разделенный на градусы, как и сами градусы, изобрели древние вавилонские астрономы. С помощью астролябии они измеряли дуги на небе и определяли угловые расстояния между звездами. Изобретение жрецов Вавилона оказалось настолько гениально, что даже во времена Коперника оставалось основным наблюдательным инструментом астрономов. 1200 - 1300 гг. до н.э.-Музей Алеппо. Сирия

Вселенная по Пифагору - некий метафорический громадный монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним - к абсолютной материи. Восхождение от материи к духу проходит через семь сфер, и каждая из которых, мчась через бесконечное пространство, издает звук определенного тона, возникающий за счет непрерывного смещения эфирной пыли. Сфера Сатурна, например, как далекой планеты, дает очень низкий звук, а сфера Луны, ближайшей к Земле, - самый высокий. Когда же «небеса поют» вместе - они производят полную гармонию.
Известно, что астрономии Пифагор учился в храмах Вавилона, Финикии и Египта, и понимание «музыки сфер» было воспринято им от жрецов Востока. Существование теории «музыки сфер» в Двуречье подтверждается и глиняными клинописями, найденными археологами при раскопках Древнего Вавилона, в которых рассказывается о том, что небесные тела исполняют космический гимн по мере их движения по небу.
Говорит об этом и современник Моисея Иов. В «Ветхом Завете», тексте, наиболее приближенном во времени к месопотамским цивилизациям, он описывает время, когда «звезды утреннего неба поют вместе».
Знали о «поющих небесах» и в Древнем Египте. Один из египетских гимнов содержит следующее заклинание: «Семь звуковых тонов воздают хвалу Тебе, Великий Бог, вечно творящий Отец Всей Вселенной» В другом древнеегипетском гимне божество так описывает себя: «Я великая неразрушимая сила мира всего, настроенная на ПЕСНИ НЕБЕС».
Изучение древних мифов и гимнов, посвященных языческим богам, позволяет предположить, что само возникновение музыкальных инструментов было связано именно с этими чувствуемыми древними космическими вибрациями, поэтому они имели сакральное значение и были атрибутом Богов, как, например, тимпанум или систрум в Египте или уб и лилис в Шумере.
Знание принципов, лежащих в основе феномена вибрации, которое сегодня кажется чем-то запредельным и непостижимым, использовалось жрецами при конструировании храмов инициации. Ритуалы Мистерий, проводившихся в них, включали специальные речевые эффекты при произнесении фраз, а для этой цели делались специальные звуковые залы. Достаточно было прошептать в таком зале слово, и оно наполняло грохотом все здание. Даже дерево и камни, из которых были построены храмы, настолько пропитывались звуковыми вибрациями религиозных церемоний, что при ударе по ним, они воспроизводили те тона, которые звучали в ритуалах.

ТИАМАТ И НАБИРУ.

Греческие философы называются отцами физики, математики, астрономии, естествознания и почти всех иных наук. Но, как нередко бывает при попытке установления отцовства, истинным родителем оказывается совсем другой. Так и в жилах греческих наук течет кровь отнюдь не греческих философов, а шумерских и египетских жрецов, финикийских мудрецов, вавилонских халдеев и персидских магов. Когда же греки, как образно выразился один современный ученый, вышли на сцену, «пыль веков уже улеглась на обломках этой великой всемирной древней конструкции».

Вавилонская башня

Вавилонская башня

Дошедшие до нас сквозь толщу тысячелетий названия вавилонских храмов не только поэтично, но и удивительно точно передают сущность древних языческих верований. Семиярусная башня-зиккурат, вошедшая в историю как Вавилонская башня, называлась «Этеманки» - «Дом краеугольного камня неба и земли».
Диаметр гигантского фундамента составлял 90 м, высота - около 100 м. При этом 33 м приходилось на первый ярус, 18 - на второй и по 6 м - на остальные четыре. На последнем, седьмом, ярусе находился храм Мардука.
До нас дошли лишь руины храма. А когда-то он выглядел так, как лестница, ведущая в небеса. На вершину храма, в святилище Мардука, куда не допускались непосвященные, по ночам поднимались жрецы, чтобы вести астрономические наблюдения. Реконструкция

Вавилонская карта

Земля, изображенная в виде круга, окружена океаном. На карту нанесен Вавилон, а также различимы горы на севере Ассирии и болота к югу от Вавилона. Ок. 700 г. до н.э. Британский музей. Лондон

Как оказалось, в этой пыли они даже не все сумели рассмотреть. И потому
с легкой или не очень руки греков почти на два тысячелетия утвердилась модель мироздания с неподвижной Землей в центре, вокруг которой кружатся планеты, хотя еще шумерским и египетским жрецам было известно о гелиоцентрическом строении мира. Сведения об этом
содержат даже протошумерские печати с пиктограммами, относящиеся ко времени, когда клинописное письмо еще не было изобретено.

Кудурру

Кудурру - печать Назимарутташа, царя Вавилона. Над головой царя - символы Божественной триады - Шамаша, Сина и Иштар. Также изображен скорпион, что, по всей видимости, указывает на зодиакальный знак, под которым родился царь Вавилона. 18 в. до н.э. Лувр. Париж

Вавилонский пограничный камень.

Вавилонский пограничный камень.
На камнях, устанавливаемых на границах империи, наиболее частым было изображение солнечного диска, полумесяца и восьмиконечной звезды - символов Солнца, Луны и Венеры, которых олицетворяла Божественная триада — Шамаш, Син и Иштар. 12 в. до н.э. Париж, Лувр

Модель Вселенной Аристотеля

Такой виделась Вселенная Аристотелю и Птолемею. Геоцентрическая система Вселенной по Аристотелю: Земля находится в центре Вселенной и окружена орбитами планет. Хотя о гелиоцентрическом строении мира было известно еще шумерским и египетским жрецам, и Пифагор сделал попытку донести это знание до греков, в представлениях философов Эллады утвердилась иная модель мироздания, согласно которой Земля неподвижно пребывает в центре Вселенной. Подкрепленная такими авторитетами, как Платон, Евдокс, Аристотель, Аристарх, Птолемей, она казалась незыблемой. Старинная гравюра

О вращении планет вокруг Солнца рассказывается и на глиняных клинописных табличках, найденных в Месопотамии, и в египетских «Текстах пирамид» на стенах погребальной камеры фараона Унаса в Гелиополе, только вместо привычных названий Солнца и Земли шумеры называют их Апсу и Тиамат, а египтяне употребляют термины «старые боги» и «окружающие боги», вращающиеся вокруг Ра.
У жрецов Гелиополя более 4500 лет назад особым почитанием пользовалась эннеада из девяти всемогущих богов. Не девять ли это планет? В систему из девяти божеств верили ацтеки и майя. В дошедших из Вавилона астрономических текстах, являющихся копиями более ранних шумерских, также перечислены девять планет, вращающихся вокруг Солнца (Апсу), - Меркурий (Мумму), Венера (Ла- хаму), Марс (Лахму), Земля (Тиамат) со своим спутником Луной, Юпитер (Кишар), Сатурн (Аншар), Уран (Ану), Нептун (Эа) и Плутон (Гага).
(Интересно, что среди перечисленных планет - Уран и Плутон, тогда как считается, что Уран «официально» открыт лишь в 1781 г., а Плутон - вообще в 1930 г.).
Один из самых интересных клинописных рассказов - о столкновении Земли с вторгшимся в Солнечную систему блуждающим небесным телом, названном шумерами Набиру, произошедшем 4 миллиарда лет назад. Причем, изложенные древними астрономами данные оказались настолько научно точны, что специалисты НАСА смогли вычислить по ним скорость, с которой двигалось небесное тело - примерно 65 тыс. км в час. В результате этого столкновения планета Тиамат была разорвана на две части. Одна из них, со спутником Луной, была выброшена на другую орбиту и продолжила свою жизнь под именем Земля. Другая часть погибшей планеты развалилась на куски и образовала пояс астероидов между Марсом и Юпитером Набиру же под воздействием сил, вызванных катастрофой с Землей, перешел на новую орбиту, на самую периферию и стал десятой самой удаленной планетой Солнечной системы.
Таковы данные, изложенные древними астрономами.
А в 1997 г. американские ученые объявили, что обнаружили небольшую планету, находящуюся на периферии Солнечной системы, которая, возможно, и есть тот самый шумерский Набиру.

СЕРДЦЕ НЕБА.

Образное ощущение Вселенной шумеры выражали в терминах, которые спустя шесть тысяч лет кажутся наивно-красивыми образами: «лицо неба» - видимая часть неба и «сердце неба» - Космос - «...чье сердце - священный сосуд, бездна, недоступная взору...».
Но такой ли уж недоступной была для древних Вселенная?

Голова быка

Египтяне, вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, которые знали Солнце как Быка, называли Зодиак бороздами, которые делаются великим небесным быком, тянущим за собой плуг солнца.
Голова быка из известнякового шпата с глазами из битума.
Ок. 3000 г. до н..э. С раскопок Шумера

Они имели четкое представление о годичном движении Солнца, в ходе которого оно проходит через двенадцать знаков Зодиака, оставаясь в каждом из них тридцать дней, могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия, солнцестояния, планетные периоды, знали о сроках затмений луны и появления комет о периодическом возврате подсолнечного восхода Сириуса, о том, что интервал между двумя такими последовательными восходами равнялся 365,25 сут.

Хранители древнего Знания

Хранители древнего Знания. Мрамор. Храм Нини Заза. С раскопок Мари. Ок. 2500 г. до н.э. Национальный музей Дамаска

Еще в глубокой древности знали не только о ежегодном и годичном путях движения Солнца, но и о третьем его пути - прецессии равноденствия, в ходе которого солнце совершает возвратный путь через 12 знаков Зодиака по одному градусу за каждые 72 года.
Первооткрывателем прецессии, правда, официально считается греческий астроном и математик Гиппарх (II в. до н.э.). Как сказано в Британской энциклопедии, «это выдающееся открытие было результатом кропотливых наблюдений, порожденных его острым умом». Нисколько не умаляя остроты ума Гиппарха, следует все же сказать, что сделанное им «открытие» было известно куда ранее.

Круглый зодиак Тентира

Круглый зодиак Тентира. Древнейший образец кругового Зодиака был найден в Тентире, в Египте. Зодиакальные созвездия, смешанные с другими звездами, изображены по спирали

богиня Иштар

Такой виделась великая богиня Иштар жителям Мари. В руках она держит сосуд для воды, соединявшийся со специальным каналом, устроенным в теле. Вероятно, во время церемоний жрецы пускали через канал воду, выливавшуюся из сосуда.
Статуя Иштар исполнена из известняка в натуральную величину.
II тыс. до н. э. Национальный музей Дамаска

Пифагор

Уже в древности существовало убеждение, что Пифагор был не обычным смертным человеком, а богом, принявшим человеческий облик для того, чтобы войти в мир и учить людей. Он был первым человеком, который назвал себя «философом». До него умные люди называли себя мудрецами, что означало «человек, который знает». Пифагор был гораздо скромнее, он ввел в обращение термин «философ» - «тот, кто любит мудрость».
24 года Пифагор учился у египетских, финикийских и вавилонских жрецов, а затем принес их знания миру.

Постепенное перемещение Солнца вдоль всего созвездия или знака, и то, что это происходит приблизительно за 2160 лет, и то, что весь зодиак Солнце проходит за 25920 лет, называемый прецессионной эрой, или Великим Солнечным Годом, было описано учеными Месопотамии и Египта. Это насколько же должна быть развита цивилизация, чтобы ученые могли наблюдать бесконечно медленное прецессионное движение вдоль эклиптики и рассчитать его скорость с точностью, сверхъестественно близкой к достижениям современной науки?!
Ехидно напомню, речь идет о том времени и тех людях, которые, согласно нашим суждениям, якобы осознав своим примитивным умом благодетельную силу солнечного шара, сделали Солнце божеством и стали ему поклоняться.

ДРЕВНИЙ КОД.

Поразительно великолепную и изящную гипотезу выдвинули в 1969 г. профессор истории науки Массачусетского технологического института Джорджио де Сантильяна и профессор истории науки Франкфуртского университета Герта фон Дехенд, изучавшие систему мифологических символов, остающейся неизменной и всегда сохраняющейся в разных мифах, в разные времена и у разных народов. Они предположили, что в мифах сокрыта техническая терминология, а мифологические образы нужно понимать как компоненты системы древних научных символов.
Теория де-Сантильяны о том, что знания задрапированы в символику относится только к прецессии и только к мифологии. Но, думается, она шире и универсальнее. Закодирована была вся система астрономических знаний, и не только непосредственно в мифологии, но и в языческих религиях, сущностях древних божеств, их образах и ипостасях. Свидетельство тому бог Солнца, представляющий удивительно яркую иллюстрацию прецессии.

Рисунок «музыки сфер»

Этот рисунок является краткой сводкой пифагорейской концепции «музыки сфер». Он делил Космос на сферы, каждая из которых имеет свой тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Интервал между элементом земли и «высочайшим небом» рассматривается как двойная октава, таким образом, показываются две крайности гармонии. Примечательно, что высочайшее небо, солнце и земля имеют один и тот же тон, различаясь лишь в высоте. Солнце есть нижняя октава высочайшего неба, а земля есть низшая октава Солнца. Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Поэтому отношения между Землей и сферой звезд, то есть Вселенной, представлялись музыкальным интервалом, равными, шести тонам октавы. Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам Природы, установив гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами. Интересно, что нечто подобное хорошо известно в современной химии под именем «закона октавы» - в перечне элементов по восходящей, упорядоченном в зависимости от атомных весов, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства первого. Наиболее наглядное выражение пифагорейские представления о «музыке сфер» реализуются в архитектуре, где для каждого элемента можно найти музыкальный аналог. Когда же при возведении здания эти элементы комбинируются правильно, то здание уподобляется звучащей музыке и вызывает ощущение гармонии

Пирамида Унаса

Пирамида Унаса - последнего фараона V династии в некрополе Саккара. Пирамида была разрушена в 2000 г. до н.э. Здесь были найдены знаменитые «Тексты пирамид», написанные в эпоху Древнего Царства

В Месопотамии Бог Солнца символизировался как бы двумя знаками одновременно - знаком Льва и той фигурой, которой обозначалось созвездие, через которое реальное светило проходит во время весеннего равноденствия. Это подтверждается атрибутами, которые сопровождали его и других богов в разные эры - их находят археологи, они описываются в древних текстах и мифах, изображены на статуях и барельефах.
Понятно, что со сменой эры, например, на первый план выдвигается и новая символика Именно выдвигается, а не сменяет предыдущую, которая по-прежнему присутствует в текстах, мифах и изображениях богов А если прибавить к этому, что постоянный знак самого Солнца - Лев - не меняется никогда, то эта смесь символов крепко морочит голову современному человеку, которому трудно понять, почему тот же Мардук, например, изображается в рыбной чешуе, окруженный быками, овнами и львами.

Фрагмент «Текста пирамид»

Фрагмент «Текста пирамид», высеченного на стенах пирамиды Унаса

Систрум

Систрум. Описание священного инструмента древних египтян сохранилось в описании Плутарха: «Систрум (погремок) предназначен... чтобы напомнить нам, что каждая вещь должна быть в постоянном напряжении и никогда не может прекратить движение... Как говорят, звуки систрума отвращают и отгоняют Тифона, означая тем самым, что прекращается распад и нарушается естественный ход природы... та часть вселенной, которая подвержена порождению и распаду, находится в сфере Луны, и все, что может двигаться или изменяться, подвергается воздействию комбинации четырех элементов: огня, земли, воды и воздуха. Больше того, на верхней части выпуклой поверхности инструмента изображен кот с человеческим лицом, а на нижнем конце его, под движущимися стержнями выгравировано изображение Исиды, а с другой стороны - Нефтиды. Эти изображения символически представляют порождение и распад (которые, как говорилось, есть не более, как движение и изменение четырех элементов». Плутарх «Исида и Осирис»

Дополнительную путаницу вносило и добавление в символику знаков зодиака. Говоря, что Солнце находится в определенном знаке зодиака, древние имели в виду, что Солнце занимает на самом деле противоположный знак и бросает свои лучи на дом, в котором восседает. Следовательно, когда говорят, что Солнце является Тельцом, это значит, что Солнце находится в знаке, противоположном Тельцу, а именно в Скорпионе (его символизирует орел или змея).
Египтяне, вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, которые знали Солнце как Быка, называли Зодиак бороздами, которые делаются великим небесным быком, тянущим за собой плуг солнца.
В течение эры Рыб основным божественным символом стала рыба. С рыбкой на голове изображалась Исида, изо рта рыбы появляется в одном из своих воплощений индийский Бог-Спаситель Кришна. Рыба становится главным символом христианства.

Фрагмент росписи

Фрагмент росписи с изображением последнего пути покойного в Абидос. В центре бог Тот, традиционно изображавшийся с головой ибиса.
Долина Знати. Гробница Кики

В иллюстративном варианте египтян, представленном в «Текстах пирамид», символика прецессий тесно переплетается с кошмарными картинами земных катастроф. Эти тексты рассказывают, что стареющий бог Солнца Ра решил покарать людей, устроивших заговор против его власти, и истребить большую часть рода людского. Орудие для этого символически отображалось иногда в виде яростной львицы, купающейся в крови, а иногда в виде страшной богини Сехмет с головой льва, которая исторгала из себя огонь, истребляя человечество.
Это продолжалось довольно долго, пока Ра не решил вмешаться и спасти жизнь немногим уцелевшим. Он послал на землю наводнение, а сам поднялся в небо на спине богини Нут, которая обратилась в корову. Вскоре у коровы «закружилась голова от высоты, и она стала дрожать и трястись». Когда она пожаловалась Ра на свое неустойчивое состояние, тот скомандовал, чтобы его сын Шу поддержал Нут. Шу занял место под коровой и зафиксировал ее тело. В тот же самый момент четыре коровьих ноги стали четырьмя столпами небес в ключевых четырех точках.
Большинство современных египтологов считает, что простодушные жрецы из Гелиополя действительно верили, что небо квадратное и имеет четыре угла, опирающиеся на четыре коровьи ноги, олицетворяющие четыре стороны света.
Ой ли? Куда вернее в этом смысле мнение меньшинства, полагающего, что образ четырех опор и углов неба - всего лишь научная аллегория, фактически олицетворяющая собой колюры равноденствия и солнцестояния, соединяющие четыре созвездия.

Клинописные таблички

Клинописные таблички

Клинописные таблички

Зачем же древним понадобилось зашифровывать свои астрономические знания в мифах? По мнению де Сантильяны «особое достоинство мифологической терминологии состоит в том, что она может служить средством для передачи определенного знания, независимо от понимания материала людьми, непосредственно рассказывающими истории, басни и т.д.». Значит, какие бы экологические катаклизмы не происходили на планете, а грандиозным наводнениям и землетрясениям она подвергалась уже много раз, если человечество уцелеет как вид, то и Знание будет сохранено и передано.
Если согласиться с принятым в наше время определением, что наука - это процесс накопления знаний многими поколениями людей, их осмысления и оформления в теориях ученых-одиночек, - а оно в принципе представляется достаточно точным, тогда это предположение вполне допустимо и по отношению к древней науке И тогда у ее достижений тоже есть авторы. Не их ли имена закодированы в мифах? Не реальные ли люди, принесшие знания и потому принятые как боги Осирис, Тот, Иштар?
А как очевидно проглядывают сквозь сказочную атрибутику месопотамских преданий о существах-амфибиях, «наделенных разумом» образы ученых. Согласно вавилонскому жрецу Беросу, вождь этих ученых Оаннеш в первую очередь был просветителем: «Днем он обычно беседовал с людьми, не принимая в это время пищи; он дал им знание грамоты и наук, и всякого рода искусств. Он научил их строить дома и храмы, составлять законы, объяснял им основы геометрических познаний. Он научил их различать плоды земли и показал, как собирать фрукты. Короче, он обучал их всему, что могло бы способствовать смягчению нравов и гуманизации человечества. И столь универсальны были его поучения, что с тех пор людям не пришлось к ним добавить ничего существенного».
Прост и понятен образ египетского Тота, который умел придумывать вещи, улучшающие общественную жизнь людей! Имя Тота особо связывали с астрономией, математикой, геодезией и геометрией. О нем говорили: «Тот, кто сведущ в небесах, считает звезды и измеряет землю». Его почитали божеством, понимающим тайны всего, что скрыто под небесным сводом и которое может ниспослать мудрость на избранных (другими словами, научить). Согласно Уоллису Баджу, хранителю египетских ценностей Британского музея, древние египтяне верили, что именно его великие познания в небесной механике позволяли правильно пользоваться законами, на которых зиждется и по которым развивается Вселенная.
Учение Тота ревностно хранили в храмах и передавали из поколения в поколение. Считается также, что он записал свои знания в тайных книгах и спрятал в разных местах на Земле, в надежде, что их станут искать будущие поколения, но найдут только достойные, которые используют свои открытия на пользу человечества.
Может, когда-нибудь нам удастся их прочитать...

Читайте также:

НАВИГАЦИЯ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ.
ЗОНТИЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Написано сердцами Французских королей.
Трамвай семидесятых.

Похожие записи:

  1. НИСАБИНЫ ДЕТИ
  2. ЗАГАДКИ ФОТОСИНТЕЗА
  3. ЖИВЫЕ ВИБРОДВИГАТЕЛИ
  4. ЗОНТИЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  5. НАВИГАЦИЯ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ.

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.