Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Написано сердцами Французских королей.

Опубликовал Сергей 5 февраля 2012 в рубрике История.

Анна АвстрийскаяВ старинном аббатстве Сен-Дени под Парижем в мрачной крипте собора хранятся в металлических ковчегах забальзамированные сердца французских королей. Но так было не всегда. До Великой французской революции сердца представителей царствующего дома Бурбонов хранились не только в Сен-Дени, но и в парижской церкви Валь-де-Грас и в Церкви иезуитов на улице Сент-Антуана. Здесь в мавзолеях, поддерживаемых ангелами из золочёного серебра, покоились сердца Людовика XIII и Людовика XIV. Во время великой междоусобицы обе церкви были разграблены, и только после восстановления монархия ковчеги с внутренностями этих двух королей нашлись и были помещены в аббатство Сен-Дени. Останкам других представителей дома Бурбонов повезло меньше. Все сердца из церкви Валь-де-Грас исчезли бесследно.

Однако и с сердцами Людовиков XIII и XIV не всё сложилось так удачно, как принято считать. Вскоре после водворения их в Сен-Дени поползли слухи, будто урна Короля - Солнца пуста, высказывались самые дикие версии, вплоть до того, будто сердце и внутренности Людовика XIV были... съедены настоятелем Вестминстерского аббатства!
В первой трети XX в, аббат Дюперон решил положить конец подобным измышлениям и вскрыл ковчег Короля-Солнца. И действительно, в нем оказалась лишь маленькая круглая коробочка, в которой лежало несколько кусочков вещества, более всего похожего на остатки костей.
Открытие Дюперона вызвало шок в среде историков. Если раньше они просто отмахивались от фантастических версий, то теперь вопрос о судьбе внутренностей великою короля грозил остаться без какого бы то ни было вразумительного ответа.
Установить, куда же девалось сердце Людовика XIV, сумел известный французский историк Жорж Ленотр. Правда, другие историки по сию пору старательно замалчивают его открытие: то, что в действительности произошло с сердцами Короля-Солнца и других представителей рода Бурбонов не менее кощунственно, чем, если бы их съели…
Вот что выяснил Ленотр, сопоставив всего два документа из бумаг Управления двора Людовика XVIII, занявшего престол после революции. Они хранятся в Национальном архиве Франции под № 03629.
В начале февраля 1819 г. добропорядочный парижанин Филипп-Анри Шунк, живший в доме 26 по улице д'Артуа, наткнулся на афишу, извещавшую о распродаже антикварной коллекции недавно умершего архитектора Пти-Раделя. Будучи большим любителем старины, Шунк отправился на торги, В перечне лотов он увидел тринадцать медных дощечек, которые, судя по выгравированным на них надписям, служили бирками на урнах, где хранились сердца принцев и принцесс королевской крови. Кто-то уже купил двенадцать таких табличек, так что Шунку осталось лишь забрать тринадцатую с именем Людовика XIV, уплатив за неё девять франков.

Посетители Музея изобразительных искусств в Москве и Эрмитажа в Петербурге, сами того не подозревая, могут увидеть сердца французских королей, размазанные по холстам художников Мартина Дроллинга и Александра Сен-Мартена. Во время французской революции они вынесли сердца Бурбонов из усыпальницы, чтобы изготовить из них редкую краску — жжёную охру...

Мартин Дроллинг

Мартин Дроллинг. «Интерьер кухни», 1815. Холст, масло. Париж, Лувр

Мартин Дроллинг

Мартин Дроллинг. «Хорошие новости», 1806. Холст, масло. Частная коллекция, Франция

Чрезвычайно довольный приобретением, парижанин решил разузнать историю купленного им раритета. Для этого он познакомился с близким другом Пти-Раделя, художником Александром Сен-Мартеном, и тот рассказал ему о происхождении необычного предмета.
Оказывается, в годы Революции Пти-Радель как архитектор был назначен надзирать за разрушением королевских гробниц в Сен-Дени, Валь-де-Грас и Церкви иезуитов. Себе в помощники он пригласил самого Сен-Мартена и художника Мартина Дроллинга. Сперва живописцы отказались, но архитектор соблазнил их тем, что в усыпальницах им удастся раздобыть «мумиё». Так называли тогда жжёную охру — очень медленно сохнущую коричневую краску, лежащую в основе составов, которыми были забальзамированы сердца Бурбонов. Это вещество очень ценилось художниками, ведь из него получался несравненный лак для лессировки. Во Францию «мумиё» привозили только
купцы-левантийцы и продавали за баснословные деньги. Против такого соблазна художники не устояли и приняли предложение Пти-Раделя.
Первым разрушали пантеон в Церкви иезуитов на улице Сен-Антуан. Только тут живописцы поняли, что предлагал им Пти-Радель. Он собирался дать им не собственно жжёную охру, которой, конечно, в усыпальнице не было, а непосредственно сердца Бурбонов, буквально пропитанные ею в процессе бальзамирования. Однако отступать было уже поздно.
Войдя в храм, Пти-Радель схватил одну из урн, вскрыл её и, протянув Сен-Мартену, сказал: «Послушай, возьми вот эту, тут самое большое сердце — это сердце Людовика XIV». Прихватив здесь и сердце Людовика XIII, художник, довольный свалившейся на него удачей, покинул Церковь иезуитов.
Приятель Сен-Мартена Дроллинг таким же образом поживился жжёной охрой в Валь-де-Грас. Он унёс оттуда сердца королевы Анны Австрийской, супруги Людовика XIV Марии- Терезы, внука Короля-Солнца — герцога Бургундского и его жены  брата Людовика XIV и регента при малолетнем Людовике XV — Филиппа Орлеанского и его супруги — Генриетты Английской, брата Людовика XIII — Гастона Орлеанского...

Людовик XIII

Людовик XIII (1601 — 1643). Частная коллекция Россия

Принц Конде

Принц Конде (1621 —1686). Частная коллекция, Россия

И это далеко не полный список трофеев Мартина Дроллинга. Из двух художников, забравших себе сердца Бурбонов, именно он оказался наименее щепетильным. В своей мастерской он сразу перетёр все их в порошок, из которого потом по мере необходимости приготавливал краску и лак. Будучи довольно плодовитым, он к концу жизни использовал все «мумиё», и любая из его картин, созданная после 1892 г. без преувеличения, написана сердцами Бурбонов.
Сен-Мартен оказался более щепетилен. Лишь после долгих сомнений он решился использовать сердце Людовика XIV. Он отрезал от него кусочки по мере необходимости. К моменту визита Шунка художник использовал большую часть сердца Короля-Солнца, а вот урну Людовика XIII он даже не вскрывал.
Шунк, будучи рьяным роялистом, сообщил обо всем управляющему королевского дома. Используя парижанина как посредника, королев- с кий чиновник предложил Сен-Мартену вернуть остатки сердца Людовика XIV и нераспечатанный ковчег Людовика XIII в обмен на золотую табакерку. Художник согласился и через год передал урны Шунку, который переправил их управляющему. Вскоре сосуды с сердцами королей поместили в аббатство Сен-Дени.
Таким образом, кусочки забальзамированной плоти, обнаруженные Дюпероном при вскрытии ковчега Людовика XIV, не что иное, как остатки королевского сердца, не успевшие попасть на кончик кисти Сен- Мартена. Что же касается других царственных сердец, пропавших в годы Великой французской революции, то они не исчезли, но искать их нужно, как это ни дико звучит, на дроллинговских полотнах. Частички сердец Бурбонов есть и в нашей стране, ведь картины Дроллинга значатся в коллекциях Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. Пушкина. И вполне возможно: многие из нас, разглядывая полотна этого художника, сами того не подозревая, всматривались, например, в сердце воспетой Александром Дюма Анны Австрийской!

Портрет Людовика XIV

Портрет Людовика XIV. 1701. Иосент Риго. Холст, масло Париж Лувр

Читайте также:

Последний советский трамвай(71-608К).
ТИПОГРАФСКИЙ ПРОРЫВ ОТТМАРА МЕРГЕНТАЛЕРА
Голубые шнуры Стефена Грея
Небольшая история о речных ледоколах(ведермановский ледокол)


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.