Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

История водолазного колокола

Опубликовал Сергей 31 марта 2012 в рубрике История.

История водолазного колоколаЛегенда об испытании Александром Македонским в 330 г. до н.э. некоего прообраза водолазного колокола появилась лишь в XIII в. н.э., и вызывает некоторые сомнения. Однако появление этого вида подводной техники было закономерно. Запаса воздуха в легких у ныряльщиков для всё более нужных подводных работ не хватало, и безвестный изобретатель (вероятно не единственный) обратил внимание на свойство опущенных в воду вверх дном емкостей - в них вода создавала воздушную подушку.

В 1535 г. Г. де Лорена изготовил спускаемую на цепях цилиндрическую камеру высотой 1 м и диаметром 0,6 м со стеклянным окном и отверстиями для рук, удерживаемую на плечах опорами и закрывавшую голову и грудь.

Достоверно известно, что в 1538 г. испанские бродячие актеры показывали королю Карлу V нечто вроде перевернутого котла, в котором они погружались со свечами в реку Тахо.

В 1597 г., Б. Лорини придумал прямоугольный, деревянный, скрепленный металлическими полосами ящик со смотровым окном и платформой для ныряльщика, а в своем сочинении «Фортификация» рекомендовал с его помощью разгружать затонувшие суда. Спустя 9 лет художник Ф. Кесслер для поисков сокровищ испанской «Непобедимой армады» создал «водную броню» - сужающийся вверх, обшитый кожей деревянный цилиндр с иллюминаторами.

И только в 1625 г. испанец Ф. Меливан, построив в Гаване свой колокол, поднял с погибшего судна «Санта Маргарита» 350 слитков серебра, монеты, несколько пушек и медную утварь.

Однако при погружениях в подобном снаряжении в воздушной подушке накапливался углекислый газ, поэтому водолаз мог работать не более получаса. Немецкий физик И. Штурмиус в 1672 — 1676 гг. соорудил и испытал колокол, воздух в котором обновлялся из захваченных с собой бутылок.

В 1680 г. итальянский физик и математик Дж. Борелли предложил непрерывно подавать в колокол свежий воздух кузнечными мехами по кожаному шлангу. Спустя 9 лет французский физик Д. Папен (автор одной из первых паровых машин) дополнил эту систему впускным вентилем и невозвратным клапаном своей конструкции.

Мини-колокол Гульельмо де Лорена

Мини-колокол Гульельмо де Лорена со смотровым стеклом и отверстиями для рук закрывал тело водолаза только до пояса

Следующее усовершенствование сделал английский астроном и геофизик Э. Галлей. В 1717 г. он испытал колокол в виде усеченного конуса с толстым стеклом в потолке для естественного освещения, со свинцовой обшивкой, нижним отверстием для выхода и входа водолазов. Метром ниже на канатах висела площадка с тремя 100-килограммовыми грузами. Воздух пополняли из спускавшихся бочонков по кожаному рукаву. Изобретатель с четырьмя помощниками пробыл полтора часа на глубине 16 - 18 м. Поднимали тяжелый колокол долго. И благо — экспериментаторы, не ведая о том, проходили декомпрессию.

Водолазный колокол Эдмунда Галлея

Водолазный колокол Эдмунда Галлея. Слева — наружу водолаз, справа — бочонок с воздухом, поступавшим в колокол по кожаному рукаву

В 1820 г. служивший в России врач Гомель исследовал причины недомоганий у работавших в кессонах и колоколах, а швейцарский медик Колладон сделал во Франции «Сообщение о спусках под воду в водолазном колоколе», отметив возникающие неприятные ощущения. Однако предотвращающие их режимы декомпрессии составили только в начале XX в. К этому времени расширились сферы применения такой техники.

В аппарате Франца Кесслера

В аппарате Франца Кесслера снаружи оставались ступни водолаза. Вверху — металлическая рама, с ременным сидением и груз

Так, в 20-е гг. капитан 3-го ранга ВМФ США Маккен разработал стальной цилиндрический колокол, разделенный горизонтальной переборкой с люком на обитаемый верхний и переходный нижний отсеки. Водолаз, спустившийся на субмарину, закреплял на комингсе ее палубного люка направляющий трос, по которому лебедкой спускали колокол. После того как он вставал на место, откачивали воду из нижнего отсека и открывали люки в нем и в отсеке лодки, и принимали первую партию подводников. Затем люки задраивались, и колокол поднимали на спасательное судно.

В мае 1939 г. 33 подводника были в три захода спасены таким колоколом, работавшим со спасательного судна «Фолкон», с новой американской субмарины «Скуалус», затонувшей на глубине 74 м. с дифферентом 12° на корму.

Сегодня используются колокола обоих типов — и спасательные (их конструкция не претерпела существенных изменений со времен «Скуалуса»), и водолазные.

Основой конструкции водолазного колокола служит прочная камера, как правило - вертикальный цилиндр с верхним и нижним отсеками. В первом устроен входной люк, в нижнем - выходной, как правило,- с откидывающейся внутрь крышкой. Снаружи камера окружена рамой, на которой (и на корпусе) закреплены баллоны с дыхательной смесью, осветительные приборы, инструменты для подводных работ, иногда - аварийно продуваемые цистерны. Для наблюдения за окружающей обстановкой служат иллюминаторы, а теперь все чаще - системы подводного телевидения. Электроэнергия в колокол подается по кабелю с базового судна, хотя есть и аккумуляторы; так же подаются дыхательные смеси.

Водолазный колокол фирмы «Дайвкон»

Водолазный колокол фирмы «Дайвкон»: 1 — баллоны с кислородно-гелиевой дыхательной смесью; 2 — внутренний люк; 3 —двойной входной люк; 4 — поглотитель углекислоты; 5 — страхующий водолаз; 6 — кабель-трос; 7 — установка с химическим поглотителем углекислоты; 8 — пульт управления; 9 — инженер или техник; 10 — иллюминаторы; 11 — прожекторы; 12 — груз, он же якорь; 13—двойной выходной люк; 14 — трап; 15 — шланг и сигнальный конец для работающего снаружи водолаза 16

На глубинах температура воды практически постоянна (и невелика), а теплоотдача организма при повышенном давлении резко увеличивается. Поэтому большое значение для комфортности пребывания водолазов в колоколе имеют устройства подогрева.

Так как водолазный колокол работает не сам по себе, а в составе водолазного комплекса, смонтированного на конкретном судне, его размеры и компоновка (например, наличие или отсутствие, кроме нижнего, еще бокового люка) определяется структурой этого комплекса.

Спасательный водолазный колокол

Спасательный водолазный колокол: 1 — верхний люк; 2 — внутренний;, обитаемый отсек; 3 — нижний люк; 4 — балластные цистерны; 5 — направляющий трос; 6 — лебедка

Водолазные суда оборудуют бортовыми или кормовыми спускоподъемными механизмами, как на советском буровом судне «Али Амиров», что требует известной осторожности при волнении. Более удобны и безопасны шахтные комплексы, проходящие, как на немецком «Стефанитурм», через корпус до открывающегося отверстия в днище.

...В конце 70-х гг. английская спасательная компания «Дессон Марин рикаверис» и водолазная «Вартон-Уильям» решили поднять золото с погибшего в апреле 1942 г. в Баренцевом море британского крейсера «Эдинбург». Его нештатный груз был платой СССР за военные поставки Англии и США. Для этого из разных стран пригласили опытных глубоководников и зафрахтовали у западногерманской фирмы «ОСА» водолазное судно «Стефанитурм». Построенное в 1978 г., оно имело колокол для спуска на глубины до 400 м. водолазов, обслуживающих морские нефтепромыслы, ведь «Эдинбург» покоился в 245 м. от поверхности моря.

На «Стефанитурм» водолазов поместили в судовую барокамеру для компрессии - в ней постепенно повышали давление до соответствующего будущей рабочей глубине погружения и переводили с воздуха на дыхательные смеси. Затем водолазы перешли в колокол и тот спустили к крейсеру. Выбравшись через нижний люк, оснащенные шланговыми аппаратами искатели сокровищ, подсвечивая фонарями, пробирались в помещения крейсера, доставали и укладывали слитки в подъемники и те извлекали на «Стефанитурм», а водолазы возвращались в колокол для отдыха. Потом поднимали и его, чтобы сменить людей, а отработавших свое селили в барокамеру для длительной декомпрессии.

Эта операция, проведенная в сентябре - октябре 1981 г., завершилась полным успехом - достали 431 слиток золота из 465, погруженных на «Эдинбург». Их разделили между СССР и Великобританией соответственно размерам страховки, а в 1942 г. советский Госстрах взял на себя 2/3 финансового обеспечения столь ценного груза...

Читайте также:

НАВИГАЦИЯ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ.
Петр Можаров и его мотоциклы.
Тайна имен Френсиса Бэкона
Последний двухосный трамвай.

Похожие записи:

  1. Операция «Эдинбург».
  2. История бумажных денег.
  3. ИСТОРИЯ КОЛЕСА.
  4. История военной техники. Морские стратегические в объятиях «Подводных течений»

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.