Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

Последние комментарии

Паровозы серии Е «Декаподы».

Опубликовал Сергей 9 мая 2012 в рубрике История.

Паровозы «Декаподы»История еще одного долгожителя рельсовых путей  началась в 1915 г. Вступление России в Первую мировую войну 1914 - 1918 гг. и последовавшее увеличение грузооборота заставило правительство нарастить выпуск мощных товарных локомотивов. Хотя заводы были полностью загружены производством новейших паровозов серии Э, их не хватало. Поэтому большую партию машин заказали в США. Учитывая, что заокеанская школа паровозостроения предусматривала отличавшиеся от отечественных конструктивные решения, постановили строить локомотивы по нормам США.

Задание на проектирование разработали в Министерстве путей сообщения России. Параметры будущего локомотива приняли примерно равными параметрам паровозов серии Э, что обеспечивало такую же силу тяги, но площадь топки сделали значительно большей — 6 м2 (у «Эховского» - 4,46 м2). Увеличение колосниковой решетки как источника энергии паровоза непосредственно повышало его мощность, но, с другой стороны, ухудшившееся качество угля, поступавшего на железные ДОРОГИ, требовало увеличения топки, а для размещения более тяжелого котла спереди установили бегунок. Он не только воспринимал излишек веса, но и способствовал быстроходности. Так от паровоза с пятью движущими осями, каким был «эховский», перешли к более мощному типа 1-5-0.

В США паровозы этого типа именовали «декаподами» (дословно - «десятиногами»), такое же название закрепилось и у нас. Хотя в СССР появились и другие локомотивы 1 -5-0, «декаподами» справедливо называли только заокеанские. Заказ на их изготовление выдали в июне 1915 г., а первые машины выпустили уже в августе.

Разработкой проекта и руководством постройки паровозов занимался русский инженер А.И. Липец с небольшой группой сотрудников. Из множества вариантов тех или иных механизмов, незнакомых отечественным специалистам, они скоро выбирали лучшие и близкие к российским. А сам Липец постоянно разъезжал по предприятиям и железным дорогам США, оценивая свойства предлагаемых конструкций. Управления заводов и дорог незамедлительно отвечали на его запросы, не делая секрета из сведений о работе и особенностях своих локомотивов.

Первый выпуск паровозов в 1915г. поручили заводам Балдвина в Филадельфии, АЛКО (Американская локомотивостроительная компания) в Скенектеди и Канадской паровозостроительной компании в Кингстоне. Заказ выполнили очень быстро, а в России локомотивам присвоили серии Еф, Ес и Ек. Индексы обозначали города, в которых находились предприятия. Повторные заказы последовали АЛКО и Балдвину в 1916 и 1917 гг. К тому времени уже накопили опыт работы «декаподов» в России, позволивший внести изменения в их чертежи. Усовершенствованным локомотивам в честь вклада, внесенного Липецем в их создание и производство, присвоили серию Ел. Всего построили 1081 машину Е.

После революции 1917 г. исполнение русских заказов прекратили, 200 паровозов осталось в США, где они успешно работали, а сам Липец в Россию не вернулся.

Локомотивы в разобранном виде везли на морских транспортах. Большинство прибыло во Владивосток. До 1919 г. из США отправили 881 машину, восемь погибли на потопленном в Средиземном море судне.

Сразу стали проявляться недостатки «декаподов». Одни были связаны с пониженным качеством изготовления, вызванным стремлением быстрее закончить заказ, другие с долгой перевозкой морем, во время которой отдельные детали, например рамы, коробились, третьи были обусловлены недобросовестной сборкой и непривычностью техников и машинистов к иноземным конструкциям. Процент неисправных локомотивов доходил до 30 - величина, близкая к критической. Несмотря на хорошие тяговые свойства и мощность, поначалу некоторые депо просили заменить «декаподы» не только «эховскими», но даже слабосильными «щуками» и «овечками», но потом к «американцам» привыкли и «Ефимы» с «Еленами», как прозвали паровозы серии Е, включились в нормальную работу.

Конструктивные особенности, заложенные в них, отличались от принятых в России и определяли их необычный внешний вид — котел с расширяющейся книзу большой топкой, так называемая «брусковая» рама, выполненная из толстых (114 мм) стальных полос, блок цилиндров, состоящий из двух половин и являвшийся опорой котла. Несмотря на то, что заокеанские принципы паровозостроения в 30-е гг. получили в СССР распространение, опыт изготовления и эксплуатации «декаподов» не использовали, хотя в 1941 г. на железных дорогах числилось около 670 таких локомотивов.

О «декаподах» пришлось вспомнить в 1943 г. С началом Великой Отечественной войны выпуск паровозов прекратился, многие выходили из строя не от военных действий, а от износа. Ремонтные заводы не справлялись с их починкой. Правительство приказало возобновить производство, но это было невозможно, ведь основные предприятия оказались на временно оккупированной территории, а новые в Красноярске и Улан-Удэ не имели опыта и были маломощными. Как выход, в США заказали крупные партии локомотивов, большинство которых составили Е.

Проект 1916 - 1917 гг. переработали, увеличив пароперегреватель и усилив раму - нагрузку на ось довели с 16 до 18 т. На паровозе появился «механический кочегар» - устройство для подачи угля в топку, что существенно повысило мощность. Производство вновь поручили заводам АЛКО и Балдвина, однако отношение к представителям СССР было не таким, как к Липецу - им не разрешали ознакомиться с положением дел в американском локомотивостроении.

С 1943 по 1945 г. было произведено 2047 «декаподов», получивших серии Еа (американский) — их было большинство, Ем (модернизированный) и Емвм с подогревателем воды, питающей котел).

Их доставляли в Архангельск, Мурманск и Владивосток. Новые «декаподы» сыграли важную роль в военное время, позволив высвободить для прифронтовых магистралей множество паровозов серии Э.

Массовое производство послевоенных грузовых паровозов серии Л позволило постепенно оттеснить Еа в те края, где давно работали старые «декаподы» и где к ним уже привыкли - в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Долго еще на этих дорогах слышался громкий выхлоп отработанного пара, свойственный этим локомотивам.

С 50-х гг. старые Е принялись переводить на маневровую работу, передавать предприятиям, а потом исключать из инвентаря. Паровозы Еа окончательно были заменены тепловозами и электровозами лишь в 70 гг., но еще долго оставались в запасе.

Некоторые машины использовали на маневрах, в качестве временных котельных, часть передали на подъездные пути. А в начале 1990-х гг. началась их массовая разделка на металлолом.

Несколько «декаподов», в том числе и выпущенных в дореволюционный период, стали паровозами-памятниками и экспонатами железнодорожных музеев. Но лишь один представитель этих интересных, мощных и, без сомнения, удачных русско-американских машин, обеспечивавших в течение полстолетия тягу поездов на огромных пространствах Восточной Сибири, сохранил работоспособность до наших дней. Он используется для ретропоездов на Украине.

Паровозы «Декаподы»

Паровозы «Декаподы»

Американские решения, примененные в «декаподах»: сильно расширяющаяся вниз топка (на разрезе видны и толстые листы рамы); блок цилиндров, состоящий из двух половин и одновременно являющийся передней опорой котла

Паровозы «Декаподы»

Паровозы «Декаподы»

«Декаподы» Ел и Еа, разработанные и выпускавшиеся в 1916 и 1943 гг.

Основные параметры «декаподов» Еа 1943 г. (Ел 1916 г.): общий /сцепной вес 100/89(91/80) т, полная длина - 22(21,5) м., диаметр движущих колес —1321 мм, площадь колосниковой решетки — 6 м2, поверхность нагрева котла — 229 (242) м2, поверхность нагрева пароперегревателя 76,2(67) м2, давление пара в котле —12,7 кг/см2, диаметр цилиндров — 635 мм, ход поршня —711 мм, наибольшая допустимая скорость — 55—70 км/ч, мощность - 1900 (1400) л. с.

Читайте также:

Московские «Коробочки»
Голубые шнуры Стефена Грея
Права женщин в законах Древнего Востока.
Изобретатель книгопечати.

Похожие записи:

  1. Паровозы серии “Н”
  2. Паровозы серии Эу.Усиленные, модернизированные, реконструированные.
  3. Паровозы серии Су. Сормовский усиленный.
  4. Паровоз серии ЛВ.Последний грузовой.
  5. ТАНК-ПАРОВОЗЫ

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.