Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Изобретатель книгопечати.

Опубликовал Сергей 13 мая 2012 в рубрике История.

Изобретатель книгопечати Гутенберг Изобретение книгопечатания-самое значительное событие в истории... Благодаря книгопечатанию, человеческая мысль становится, как никогда, вечной; она летуча, не уловима, неразрушима.

В.Гюго. "Собор Парижской богоматери".

Исторический период в жизни человечества - XV и XVI вв. называют эпохой Возрождения, временем новых идей и свершений. Именно тогда получают применение важнейшие изобретения: порох, компас, очки и книгопечатание. Очки подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики. Компас, подзорная труба и парусные корабли, вооруженные пушками, помогли осуществить великие географические открытия. Книгопечатание сыграло решающую роль в развитии науки, техники, культуры.

Машинному размножению текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги к покрытой краской печатной форме предшествовало изобретение самой бумаги. Человек позаимствовал ее технологию изготовления из древесины у... ос. Рабочие осы весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна-клетчатку. В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса для строительства гнезда, состав которой тот же, что и у бумаги.

Это обнаружили при химическом исследовании осиных гнезд - их материал оказался сходным до мелочей с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии с древних времен. Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел около II в. н. э. Чай Лунь. Основные операции ее производства: варка, промывка и измельчение сырья (стебли бамбука или шелковичного дерева, солома и пр.) и отливка самого бумажного листа.

Прилагаемый к имени Гутенберга эпитет - «изобретатель книгопечатания» - условен. Книгопечатание, в точном понимании этого слова - как получение механическим путем многих одинаковых копий с одного оригинала, рисунка или даже текста, было изобретено до Гутенберга, гораздо ранее XV в. И все же, несмотря на работы его известных и неизвестных предшественников, изобретение Гутенберга находится по праву в первом ряду величайших достижений человеческого гения. Идея Иоганна Гутенберга, как все гениальное, была проста до чрезвычайности. Он додумался получать произвольное число идентичных оттисков текста с формы, составленной - вот оно, озарение! — из подвижных и заменяемых элементов, литер. Творческий шаг Гутенберга - прежде всего механизация производства шрифта, т.е. создание словолитного инструмента.

Как во все времена, для Гутенберга, у которого было изобретение, но не было денег на его осуществление, началась самая тяжелая пора жизни - расплата за гениальность. Первые упоминания о неких приспособлениях, «относящихся к печатанию», появились в судебных бумагах Страсбурга, датированных 1439 г. Из протоколов явствует, что тремя годами раньше, то есть в 1436 г. Гутенберг «предрекал нечто, связанное с книгами, и организовал товарищество». Он занимался производством зеркал, металлотехническими и ювелирными работами. Взял в компаньоны бюргера Андреаса Дритцена.

Для изготовления зеркал Гутенберг изобрел новую технику. Неожиданно Андреас умер, и его братья, ссылаясь на то, что он все свое состояние вложил в дело, потребовали от Гутенберга принять их в товарищество. Получив отказ, они подали в суд. Судья не задавал вопроса, в чем заключается само дело. Да и все участники хранили это в тайне. Гутенберг назвал его «мое предприятие с искусством». Другие - просто «дело», которое требовало больших затрат и компаньоны часто прибегали к займам, но деньги выплачивали исправно. В протоколах суда приводятся и конкретные сведения: называется свинец и другие материалы, «принадлежащие к этому», и плотник Заспах, который делал для товарищей пресс. Все это суть элементы типографского комплекса. Решение суда было вынесено в пользу Гутенберга.

Имя Гутенберга из судебных анналов пропадает на пятнадцать лет и после долгого забвения всплывает 6 ноября 1455 г. Именно в этот день состоялся самый громкий и роковой процесс против первого книгопечатника Гутенберга.

Первопечатник за работой, гравюра

Первопечатник за работой, гравюра

СУДЕБНОЕ ДЕЛО: «О печатном станке»

Год: 1455.

Место действия: город Майнц.

Судья: Фамилия прописана нечетко.

Истец: Инвестор-предприниматель Иоганн Фуст.

Ответчик: Первопечатник Иоганн Гутенберг, 1400 г. рождения, дворянин г. Майнца. Известен как золотых дел мастер: шлифовал драгоценные камни, отливал украшения из благородных металлов, делал золотые рамы к зеркалам.

Свидетели: Со стороны истца - два духовных лица. Со стороны ответчика - два подмастерья из типографии.

Суд установил: Иоганн Гутенберг, являясь лицом, выполняющим управленческие и творческие функции в коммерческой организации, использовал свои полномочия вопреки законным интересам этой организации. В целях извлечения выгод и преимуществ для себя причинил существенный вред правам и законным интересам гражданина Фуста.

Примерно в 1440 г. в Страсбурге Гутенберг изготовил печатный станок. Первый набор он сделал деревянным. В теле каждой литеры просверлил отверстие, что позволяло связывать их в строки, как бусинки веревкой. Однако дерево оказалось непригодным материалом для изготовления литер, т.к. оно набухает, высыхает - и отдельные слова получаются неодинаковыми по высоте и ширине. Преодолеть этот недостаток изобретателю удалось путем вырезания литер из свинца. Вскоре он сообразил, что литеры проще отливать.

Истец и ответчик письменно договорились: за оснастку и производство отвечает Гутенберг. Работы финансирует Фуст. Прибыль делят пополам. Для создания модели книгопечатного станка Фуст в августе 1450 г. ссудил Гутенбергу 800 золотых гульденов под 6% годовых. По договору все расходы в сумме 300 гульденов по приобретению бумаги, красок, металлов также несет Фуст. Гутенберг жаловался, что этой суммы ему недостаточно, и в 1452 г. Фуст предоставил ему еще 800 гульденов. Причем оговорил новое условие: в случае неуплаты всего долга (1600 гульденов + проценты) вся типография поступает в полную собственность кредитора. Гутенберг с условиями согласился. Работа типографии шла успешно, и в дело в качестве подмастерья приняли Петера Шеффера, бывшего до того в Парижском университете переписчиком (каллиграфом). Петер быстро не только усвоил во всем объеме искусство Гутенберга, но внес свои усовершенствования.

Не имея охранной грамоты (в Англии патенты стали выдавать в 1623, во Франции в 1790, а в Пруссии в 1815 г.), Гутенберг организовал группу людей, которые изготовили сотни металлических брусков - литер для воспроизводства готического шрифта, применявшегося в рукописях. Гутенберг их гравировал в зеркально отраженном виде на твердой металлической палочке - пунсоне; затем, ударяя по ним молотком, получал оттиски букв на мягкой медной пластинке - матрице, получая прямое изображение. Матрицу один из его помощников заливал жидким сплавом и после охлаждения извлекал из нее брусочек, на торце которого находилась буква- литера, но уже вновь в зеркальном виде. Литеры набирались в любом порядке в специальной рамке - странице, с помощью которой печаталось нужное количество экземпляров. Затем в рамке набирался текст очередной страницы - и так далее, по одной страничке за один раз.

Судом также установлено, что с металлической техникой Иоганн познакомился в детстве, так как его отец Фриле Генсфлейш контролировал чеканку майнцской монеты. Для осуществления задуманного книгопечатанья Гутенберг, во-первых, изобрел изложницу для заливки матриц металлом, во-вторых, разработал типографский сплав и краску - специально для металлического шрифта и, в-третьих, сконструировал мощный пресс, прижимавший к этому шрифту бумагу. Гутенберг заявил, что при конструировании печатного пресса использовал известный винный пресс, которым давили виноград. В прессе соединялись две горизонтальные плоскости: на одной устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага.

Ответчик Гутенберг также сообщил суду, что начал трудиться над своим изобретением в Страсбурге, а завершил в Майнце. В обоих городах подвергался судебному преследованию за долги. На реплику ответчика «за что?» - ответил, что Страсбургский духовный суд в 1436 г. рассматривал жалобу молодой особы о нарушении им, Гутенбергом, брачного обещания. Ему удалось отстоять свою свободу. Другой суд связан с первым: свидетель жалобщицы Клаус Шотт был обруган им как наемный лжец. Шотт подал иск в суд, который обязал меня, Иоганна Гуттенберга, выплатить истцу штраф в сумме 15 гульденов.

«Мой замысел, - заявил Гуттенберг, - направлен на создание богослужебной книги. Я знаю, что долг платежом красен, и обязуюсь вернуть Фусту деньги после продажи всего тиража Библии. Утверждаю, что являюсь автором всего типографского процесса. Полагаю, что книгопечатание подвижными литерами быстро распространится по всей Европе, и прошу перенести срок возврата долга».

Истец Фуст пояснил суду, что он и Гутенберг пытались сохранить в тайне сделанное изобретение, так как оно подрывало основы деятельности переписчиков Библии, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и письмо. К тому же известие о новом способе размножения книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Вот почему книги выдавали как рукописные. Фуст просит суд заслушать свидетеля Шеффера и взыскать с ответчика всю ссуду с процентами - 2026 гульденов.

Свидетель Петер Шеффер сообщил суду, что он рисовальщик и является учеником Гутенберга. Благодаря его стараниям шрифт в книгах учителя стал изящнее. Ему удалось изобрести надежные стальные пунсоны, а также сплав для отливки литер - свинец и сурьма. Рассказал суть процесса изготовления литер и просит признать его соавтором печатного станка. Объяснил суду, что Гутенберг из железа вырезал в зеркальном виде пунсоны (точные модели) всех используемых букв. Затем, ударяя по ним молотком, получал оттиски букв на медной пластинке (матрица). В этой форме помощники отливали необходимое количество букв, которые использовались многократно для печатания разных книг. Отлитые буквы набирались в линейку с бортиками (верстатка), которая представляла собой готовую строку. После заполнения верстатку устанавливали на наборную доску. Когда набор страницы заканчивался, доску брали в рамку, чтобы литеры не рассыпались.

Уточнил, что главный элемент печатного станка - пресс, под которым находится плоский выдвижной стол - талер. На талер ставится набор двух или нескольких страниц (до 32), сколько их помещается в зависимости от размера. Краской смазываются все выпуклые части набора. Чтобы бумага при печатании с него не соскальзывала, применяют декель - специальное приспособление, снабженное двумя или тремя остриями (графейками). Набор укрепляется к передней части талера на шарнирах. Перед началом печатания мастер берет несколько листов бумаги (10- 20), тщательно выравнивает их по краям и нанизывает на графейки. Сверху листы прикрываются рамкой (рашкет), которая крепится к декелю также на шарнирах. Рашкет закрывает поля бумаги и середину листа, то есть все части, которые должны оставаться чистыми. После этого декель опускается на набор, так что нижний лист плотно прижимается к набору. Талер подвигают под пресс и прижимают пиан (верхнюю доску) к декелю.

Затем пресс поднимают, выдвигают весь аппарат с бумагой, поднимают рашкет и снимают с графеек напечатанный лист. Для того чтобы получить лучший оттиск, бумагу слегка смачивают водой. Поэтому готовые листы необходимо просушить на веревке. После сушки печатники осуществляют оттиск на другой стороне листа и направляют его переплетчику.

Образцы теснения и художественного оформления.

(а,б,в). Образцы теснения и художественного оформления.

В прениях сторон ответчик Гутенберг заявил, что не отрицает творческий вклад Петера, но повержен предательством ученика, раскрывшего все секреты типографского станка в стенах суда. (После суда Иоганн узнал, что Петер женится на Христине, дочери Фуста).

Суду не удалось установить: когда у Гутенберга появилась мысль создать печатный станок и почему он бросил свое доходное ювелирное дело и занялся изобретательством.

ПРИГОВОР

Реализуя преступный замысел, Иоганн Гутенберг с подчиненными ему работниками, примерно осенью 1434 г., организовал благородное предприятие «Дело книг», выпускавшее литературу, нужную в каждом доме. Это были молитвенники, календари, учебники латинского языка, медицинские рецепты, индульгенции - специальные бумаги, которые церковники выдавали верующим, «отпуская грехи». Первыми книгами Гутенберга были календари и грамматика «Доната» (всего он выпустил 13 таких изданий). Таким образом, превратил книгу из уникального явления в массовый товар. На механическом печатном станке отпечатал около 300 копий книги, называемой Библией Гутенберга. В ней 1284 страницы, на каждой - две колонки по 42 строки.

Действия Гутенберга повлекли за собой причинения крупного ущерба его компаньону Фусту. Суд признает подсудимого Гутенберга виновным в невыполнении договорных обязательств, что выразилось в несвоевременном возврате ссуды, и решает: в счет погашения долга кредитор Фуст получает типографию, все оборудование и оттиски книги. В пользовании Гутенберга остается комплект отлитых шрифтов, которым печатались «Донаты» и принадлежали ему до заключения соглашения с истцом.

Гражданский иск потерпевшего Петера Шеффера к ответчику Гутенбергу оставить без рассмотрения. За Шеффером остается право на удовлетворение иска в части установления его авторства на печатный станок. (Право это, как оказалось, любой изобретатель смог реализовать лишь через 170 лет в Англии, как только там начали выдавать патенты).

Подсудимый Иоганн Гутенберг виновным себя в совершении инкриминируемых ему деяниях не признал. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке.

6.11.1455 г. Судья — Подпись

Книгопечатание дало человечеству великолепное средство для точного сохранения знаний и идей, а вот жизнь изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга известна нам только отрывочно, и его право на это изобретение было бесспорно установлено только путем долгих изысканий, благодаря случайно сохранившимся обрывкам архивов. Гутенберг, которому в ту пору было за пятьдесят, что считалось уже преклонным возрастом, относился к изданию Библии как к венцу своей деятельности, главному творению, оправданию всех трудностей и волнений. Он явно готовил подарок человечеству. А это требовало величайшей тщательности. Скажем больше - это требовало высоты духа.

Насколько изобретение отвечало насущным потребностям человечества, показали уже первые годы после раскрытия тайны процесса книгопечатания. Сотни типографий, одна за другой, возникли в разных городах Европы. К 1500 г. было выпущено около 30 тысяч  различных названий книг. Значение книгопечатания едва ли могло быть вполне осознано в эпоху его первого распространения, однако уже Людовик XII 9 апреля 1513 г. подписал декларацию о книжном деле, в которой трактует книгопечатание, как «изобретение более божественное, чем человеческое».

Литеры и использованный шрифт.

(а, б). Литеры и использованный шрифт.

Суд, не считаясь, конечно, с моральными правами ответчика, решил дело в пользу кредитора. Выйдя из суда, изобретатель Гутенберг понял: он потерял все, что у него было, - лишен судом состояния за несвоевременное выполнение условий договора. Его компаньон-инвестор получил в готовом виде то, на что первопечатник затратил жизнь. Да и печатный станок после рассмотрения в открытом судебном заседании лишился ореола таинственности.

Иоганн договаривается еще с одним богатым горожанином Корадом Гюмери и создает новую типографию. Издает другую Библию — 36-страничную. Но предприниматель он никакой. И вновь великий мастер оказывается не у дел.

В 1462 г. Майнц стал ареной междоусобных боев. Гутенберг и Фуст приняли участие в борьбе, выпуская воззвания к воюющим сторонам. Обе типографии были разгромлены. Однако победитель граф Адольф Нассауский в благодарность за поддержку печатным словом назначил Гутенберга в 1465 г. на службу. Изобретатель передал типографию в аренду родственникам, и вырученные деньги шли на покрытие долга Гюмери. Прожив недолго в покое после тяжелой и зависимой от кредиторов жизни, Гутенберг находит последнее пристанище во францисканской церкви Майнца.

Зато Фуст с зятем, «нейтрализовав» Гутенберга, закончили печатать Библию в августе 1456 г. Выходные данные, впрочем, как и на всех книгах Гутенберга, отсутствовали. Гутенберг, возможно, и канул бы в Лету, а его шедевр - Библия - остался безымянным, если бы не Шеффер. В знак признательности великому изобретателю и учителю, на одной из книг, посвященной императору Максимилиану, он сделал надпись: «В 1450 году в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фуста и Шеффера».

Петер в типографии Фуста в 1457 г. напечатал «Псалтырь», в которой впервые типографским способом воспроизвел орнаментику и применил многокрасочную печать, поместил сигнет - издательскую марку. Правда, «сотоварищи» свое получили позднее. Фуст, поняв, какое прибыльное дело попало ему в руки, поехал в Париж для продажи там очередных экземпляров Библии. Но отцы церкви с великим подозрением относились к механическому «размножению» Святого писания. Продавца уличили в ереси и посадили в тюрьму, где он умер своей смертью в 1465 г. Шеффер же погиб при взятии Майнца войсками соседнего княжества.

P.S.: Со времени описанного судебного разбирательства прошло 550 лет. Благодаря изобретениям Иоганна Гутенберга (ок. 1399 - 1468), человечество в своем развитии получило гигантское ускорение. В свой «колыбельный» период книгопечатание сыграло важную роль и в становлении патентного дела, так сказать, примером отплатило техническому прогрессу за свое появление на свет.

Говоря о российском техническом творчестве, нельзя не напомнить о замечательных изобретениях не по статусу, а по сущности - ведь никакой охраны до 1812 г. они не имели. Например, в России с именем Ивана Федорова ассоциируют только первую русскую печатную книгу (1564), и меньше знают его как создателя многоствольной мортиры (1583). Монопольных прав у создателя этих «прорывных» изобретений не было, но непререкаемое авторство Ивана Федорова - счастливый пример признания современников и потомков.

Для охраны типографской продукции от перепечатки - очень распространенного в Западной Европе явления - печатники получали от глав государства привилегии грамоты на монопольное право издания книг и защиты издателя от конкурентов. Впервые привилегию такого рода дал рижскому книгопечатнику Николаю Моллину король Польши Сигизмунд III (1566 - 1623).

В Регламенте о Петербургской Академии наук, утвержденном Петром I в 1725 г., по поводу ее типографии сказано: «Також установляем, да Академия имеет свою собственную типографию, с такою привилегию, да вся та, яже или ко умножению учений служащая, или к приращению, или славе империи прислуживающая быти Академия рассудит, в печать и продаются». Российская императрица Анна Иоанновна выдала Самуэлю Фрелиху привилегию, предоставившую книгопечатнику право издавать в своей типографии книги для нужд церкви и школ. В 1789 г. хозяин этой типографии Юлий Мюллер, используя привилегию, выиграл судебный процесс против конкурента Иоганна Гарткноха, запретив ему заниматься изданием книг и их продажей на русском рынке.

Двадцать три года спустя, 17 июня 1812 г., император Александр I издал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», ставший первым в России законом, охраняющим права изобретателей.

Мы чтим Гутенберга не только за талант и мастерство, но и за самоотверженность. Ведь невольно Иоганн «обручил» Изобретателя с Фемидой. В наше время только в Германии ежегодно рассматривается порядка 600 патентных дел в судах первой инстанции. В России этот «союз» пока фиктивен, что негативно сказывается на инновационной жизни. Ведь Изобретателя в техническом вузе не обучили патентному делу, а Фемиду на юридическом факультете не познакомили с буржуазным патентным правом.

Решением ЮНЕСКО Гутенберг назван человеком тысячелетия. Сегодня читающий человек может обозреть историю печатного дела в Музее мирового печатного искусства имени Иоганна Гутенберга (присвоено в 2000 г.) в Майнце — родном городе изобретателя. Из трех памятников, поставленных немцами своему великому соотечественнику, на том, что был открыт в 1840 г. во Франкфурте-на-Майне, запечатлен не только Гутенберг, но и Фуст с Шеффером.

Немецкими профсоюзами основана «Книжная гильдия им. Гутенберга», а предприятиям книжной торговли законом разрешено устанавливать «твердые розничные цены». Это служит гарантией того, что почти каждая книга продается в Германии по единой цене; тем самым обеспечивается повсеместное снабжение населения этим источником духовного богатства.

Материалы суда над изобретателем Гутенбергом сохранились, и это немногое из того, что вообще мы знаем о нем достоверно. Осталось лишь поведать историю Святого Писания от Гутенберга в России во время правления Александра III.

В мае 1858 г. в Аугсбург приехал хранитель Отделения рукописей и старопечатных славянских книг Петербургской Публичной библиотеки Афанасий Бычков. После ознакомления с каталогом тамошнего аукциона у него началась дрожь в руках, ибо он увидел первое по времени произведение Гутенберга. В этом издании типографской краской был набран только основной текст. Заглавные буквы рисовал художник. Наша библиотека имела только один лист этой Библии и археограф Бычков пишет на высочайшее имя: «Скорее, ради Бога, скорее пришлите денег». Александр прислал требуемую сумму. Библиотекарь вез в Россию «библиографическую драгоценность», прижав объемистый сверток к груди и ни на минуту с ним не расставался... В 1931 г. Библия Гутенберга была продана за границу.

После окончания Второй мировой войны у нас появилось два экземпляра Библии Гутенберга. Один передали в Научную библиотеку МГУ, другой - в Ленинскую, ныне Российскую государственную библиотеку. Там они находятся и по сей день.

Автор статьи: А.Ренкель.

Читайте также:

ПОСЛАННИКИ ДЬЯВОЛА ИЛИ ДЕТИ БОГОВ?
Песнь недопонята. Употреблена во вред!
Омнибус П.Фрезе. Первый русский автобус.
Самоходная артиллерийская установка «Кинг Конг» и другая гаубичная артиллерия.

Похожие записи:

  1. Изобретатель русской трансмиссии

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.