Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Техногенные катастрофы в истории человечества.

Опубликовал Сергей 14 мая 2012 в рубрике История.

Техногенные катастрофы в истории человечестваТехногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.

Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Технологии - вовсе не обязательно только способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Потому технологические катастрофы свойственны не только нашему времени, но и случались в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем. Гибель «Титаника» - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании «Харланд и Вульф». В то же время катастрофа 11 сентября 2001 г. к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия, в конечном счете, являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствием таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение «природных» и «технологических» катастроф, как минимум, неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике, катастрофа любого происхождения развивается, прежде всего, из-за «слабины», уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее, терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в «Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца», которое было подписано в Севилье в 1997 г.

В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: индустриальные (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения, вызванные иными причинами), транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и смешанные (происходят на иных объектах).

ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФ.

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Международный центр исследований эпидемиологии катастроф (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных бедствий. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло десять или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения, и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные.

Барри Тернер и Ник Пиджен проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворное бедствие». Согласно их выводам, подобного рода катастрофа может произойти практически везде, и не существует «абсолютного оружия», способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют в каких-то случаях отсрочить подобное происшествие и очень часто минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность государственных структур и частных компаний к действиям в экстремальных условиях.

Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования «Технологический риск», утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали прежде всего катастрофы, и «за кадром» оказывались гораздо более многочисленные и часто не менее опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что «страх и риск - это различные вещи». По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.

Известный британский астроном Мартин Риз, автор апокалиптической книги «Наш последний час», в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней». Мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр.

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис, автор справочника «Рукотворные катастрофы» перечисляет их в таком порядке: глупость, небрежность и корысть. По мнению Дэвиса, так называемый «человеческий фактор» в техногенных катастрофах практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

КАТАСТРОФЫ В ВОЗДУХЕ.

Первой в истории воздушной катастрофой, повлекшей многочисленные жертвы, стал пожар на борту немецкого четырехмоторного дирижабля LZ-18 17 октября 1913 г. Этот наполненный водородом летательный аппарат, спроектированный Феликсом Притцкером, учеником Фердинанда фон Цеппелина, был построен по заказу командования германского военно-морского флота. Во время второго пробного рейса корабль внезапно загорелся и рухнул на землю. Эта авария унесла жизни всех 28 человек, которые находились на борту, в том числе и самого Притцкера. Эксперты установили, что причиной катастрофы был разрыв в корпусе дирижабля. Вытекавший через трещину водород при контакте с выхлопными газами расположенного поблизости двигателя загорелся и воспламенил обшивку.

Немногим ранее упал и разбился первый дирижабль этой серии LZ-11, на борту которого находилось 14 человек. Однако эта катастрофа вряд ли может считаться чисто техногенной, поскольку дирижабль стал жертвой сильнейшего шторма. По сходной причине погиб и дирижабль французских ВМС «Dixmude». 21 декабря 1923 г., во время полета над Средиземным морем вблизи алжирского побережья, корабль попал в грозовые облака и сгорел от удара молнии, унеся жизни всех 52 человек экипажа.

В том же 1923 г. в США вступил в строй военно-морской цеппелин «Shenandoah», первый в мире дирижабль, заполненный не горючим водородом, а несгораемым гелием. В 1925 г. во время полета над штатом Огайо дирижабль попал в зону сильной турбулентности и фактически развалился в воздухе. На борту корабля находились 42 человека, из которых 14 погибли. Такая же судьба постигла другой крупный гелиевый цеппелин американского флота «Akron», построенный в 1931 г. Два года спустя он угодил в шторм, из-за ошибок пилотов потерял управление и рухнул в воду неподалеку от побережья штата Нью-Джерси. Экипаж дирижабля состоял из 76 человек, из которых удалось спасти только троих.

Среди всех подобных аварий на первом месте по известности стоит гибель исполинского немецкого пассажирского водородного цеппелина «Гинденбург», мирового рекордсмена среди дирижаблей по габаритам и скорости. Он был построен для воздушного сообщения между Германией и США и в одном только 1936 г. сделал десять трансатлантических рейсов. В 1937 г. пересекший Атлантику «Гинденбург» начал снижение к причальной мачте, установленной на поле вблизи города Лэйкхерст в штате Нью-Джерси. Выполняя этот маневр, корабль внезапно загорелся и взорвался. Из 92 человек команды и экипажа погиб 31. Причины взрыва окончательно не установлены и по сей день.

До 1930-х число жертв самолетных аварий было сравнительно небольшим. Первая действительно крупная авиакатастрофа произошла в СССР 13 мая 1935 г. Самый большой в мире, восьми моторный самолет АНТ-20 «Максим Горький», совершая демонстрационный полет в московском небе, столкнулся с истребителем И-5, который выполнял вокруг него фигуры высшего пилотажа. Гигантский самолет разрушился в воздухе. Все 45 человек, которые находились на борту АНТ-20, и пилот И-5 погибли.

Во второй половине XX в. крупные авиационные катастрофы стали «обычными», вот несколько примеров. В 1974 г. под Парижем при аварийной посадке разбился авиалайнер DC-10 компании «Turkish Airlines», унеся жизни 346 человек. В 1978 г. взорвался в воздухе «Боинг-747» компании «Air India». Причина взрыва не установлена, погибли 213 человек. В 1979 г. во время полета над Антарктидой разбился пассажирский самолет DC-10 компании «Air New Zealand», который врезался в склон вулкана Эребус; погибли все 257 человек. В 1985 г. потерпел крушение плохо отремонтированный «Боинг-747» компании «Japan Airlines». Из 524 человек спаслись только четверо. Эта авиакатастрофа до сих пор держит рекорд по числу людей, погибших при аварии одной машины. В 1996 г. в индийском аэропорту столкнулись Ил-76 компании «Казахстанские авиалинии» и «Боинг-747» компании «Saudi Arabian Airlines», погибли 349 человек. В 1998 г. пассажирский лайнер MD-11 компании «Swissair» упал в Атлантический океан, имея на борту 229 человек. 25 июля 2000 г. в парижском аэропорту имени Шарля де Голля разбился сверхзвуковой лайнер «Конкорд» компании «Air France»; погибли все 109 пассажиров и членов экипажа и еще четыре человека на земле.

Авария Конкорда

Авария Конкорда

Немало крупных авиакатастроф уже успело произойти и в XXI в. 19 февраля 2003 г. иранский Ил-76 в условиях плохой видимости врезался в склон горы Сирач - 275 погибших. Самой крупной авиакатастрофой 2004 г. стала гибель «Боинга-737» египетской компании «Flash Airlines», выполнявшего чартерный рейс из Шарм-аль- Шейха в Каир - 148 человек погибли. В 2005 году на первом месте авария лайнера той же модели афганской компании «Kam Air», летевшего из Герата в Кабул - 104 погибших.

Как ни парадоксально, но больше всего жертв унесла авиакатастрофа, случившаяся не в воздухе, а на земле. В 1977 г. на аэродроме острова Тенерифе в тумане столкнулись два «Боинга-747», принадлежащие голландской компании KLM и американской «Pan American». Скорее всего, это случилось из-за того, что голландские летчики плохо понимали команды диспетчера, говорившего по-английски с испанским акцентом. В итоге - 570 погибших.

Стартует шатл "Колумбия", который позднее разобъется при заходе на посадку

Стартует шатл "Колумбия", который позднее разобъется при заходе на посадку

Космических катастроф с человеческими жертвами пока было всего пять - две в СССР и три в США. 23 апреля 1967 г. при аварийной посадке корабля «Союз» погиб Владимир Комаров; 30 июня 1971 г. такая же судьба постигла членов команды «Союза- 11» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. 27 января 1967 г. на мысе Канаверал во время имитационной тренировки сгорел «Аполлон-1» с тремя астронавтами. 28 января 1986 г. сразу после старта, на 74-й секунде полета взорвался космический корабль «Челленджер», команда которого состояла из семи человек. Наконец, 1 февраля 2003 г. при заходе на посадку погиб шаттл «Колумбия» с семью астронавтами.

КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ.

Статистика показывает, что чаще всего суда тонут в результате столкновений. Вероятно, больше всего жертв, не менее 3 тыс. человек, унесло столкновение перегруженного филиппинского морского парома «Dona Paz» с небольшим танкером «Victor», которое произошло в 1987 г. В 1914 г. в устье реки Святого Лаврентия у побережья Канады норвежское судно «Storstad» ударило и потопило британский трансатлантический лайнер «Empress of Ireland» (1027 погибших). В 1916 г. столкнулись китайские крейсера «Хай Ян» и  «Цин Ю», последний пошел на дно и унес с собой около 1000 человек.

В 1956 г. в Атлантическом океане затонул итальянский одиннадцатипалубный лайнер «Андреа Дориа», первый пассажирский корабль международного класса, построенный на итальянских верфях после Второй мировой войны. За восемь дней до этого он отплыл из Генуи в Нью-Йорк, имея на борту 1134 пассажира и 572 человека команды. Вблизи от американского побережья, неподалеку от острова Нантакет, ему в борт врезалось шведско-американское пассажирское судно «Стокгольм». Видимость была практически нулевой, однако на мостике «Андреа Дориа» своевременно заметили встречный корабль на экране радиолокатора. Поскольку «Стокгольм» перерезал курс «Дориа», он обязан был отвернуть, на что и рассчитывал капитан итальянского лайнера. Однако на «Стокгольме» вообще не было радара, и к тому же им управлял всего лишь один человек, третий помощник капитана. Когда капитан «Дориа» заподозрил неладное и приказал изменить курс, было уже поздно. Во время столкновения нос «Стокгольма» разворотил борт «Андреа Дориа», и корабль стал быстро крениться на правый борт и погружаться в воду. По радиосигналу на помощь «Дориа» пришли четыре находящихся неподалеку корабля, которые спасли всех людей, оставшихся в живых после столкновения. Жертвами кораблекрушения стали 43 пассажира, погибших при столкновении судов.

Такова же причина гибели советского пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», протараненного незадолго до полуночи 31 августа 1986 г. в Новороссийской бухте сухогрузом «Петр Васев» (422 погибших). Эксперты пришли к выводу, что капитан «Петра Васева» положился на систему автоматической прокладки курса и фактически устранился от управления кораблем вплоть до его непосредственного сближения с «Нахимовым». Большое число жертв объясняется тем, что построенный в 1925 г. «Нахимов» был совершенно изношен и очень быстро затонул. Можно вновь вспомнить критерии Дэвиса: корысть вместе с глупостью («Нахимов» уже не подлежал эксплуатации, однако руководство Черноморского пароходства не желало его списывать) и небрежность (плохое управление «Васевым»).

Корабли гибнут и при пожарах. В 1904 г. из-за этого пошел на дно нью-йоркской гавани американский пароход «General Slocum» (1031 погибший). В 1934 г. загорелся и потонул американский лайнер «Morro Castle», обслуживавший линию Нью-Йорк - Гавана (127 погибших). Во время судебного разбирательства адвокаты владельца судна, компании «Ward Line», сначала утверждали, что катастрофа была божьей карой, а потом пытались свалить ее на террористический акт коммунистической агентуры. Однако на процессе было доказано, что команда корабля пренебрегла правилами противопожарной безопасности и скверно заботилась о спасении пассажиров. На волне общественного возмущения, вызванного этой катастрофой, Конгресс США проголосовал за присоединение к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море.

Следует кратко упомянуть и катастрофы речных судов. На первом месте по числу жертв, стоит гибель огромного парохода «Sultana», который плавал по Миссисипи. В 1865 г. он взорвался и затонул вблизи Мемфиса. Корабль вез на Север 2,2 тыс. солдат американской армии. Точное число погибших неизвестно, но по самым скромным подсчетам оно составило не менее 1450 человек. 5 июня 1983 г. теплоход «Александр Суворов» врезался в пролет железнодорожного моста, пересекающего Волгу под Ульяновском. В это время по мосту проходил грузовой состав, вагоны которого от удара опрокинулись. В результате кораблекрушения, погибло около 180 человек.

КАТАСТРОФЫ НА РЕЛЬСАХ.

Считается, что первая в истории железнодорожная авария случилась в США 11 ноября 1833 г. вблизи города Хайте-таун в штате Нью-Джерси. Шедший на скорости 40 км/ч пассажирский поезд компании «Camden & Amboy» сошел с рельсов из-за поломки оси одного из вагонов. В результате один человек погиб. Любопытно, что среди пассажиров были экс-президент США Джон Куинси Адаме и крупный предприниматель Корнелиус Вандербильт (первый не пострадал, второй получил серьезные ранения).

В дальнейшем в США было еще несколько серьезных железнодорожных аварий, хотя во второй половине прошлого века они стали редкостью. Больше всего жизней унесло столкновение двух составов вблизи административного центра штата Теннесси — города Нэшвилла в 1918 г. Машинист местного рабочего поезда по ошибке вывел его на путь, по которому навстречу шел экспресс, делавший 80 км/ч. 101 человек погиб и 100 было ранено.

Столкновения и сход с рельсов (именно в таком порядке) всегда были главными причинами поездных аварий. Наиболее трагическая железнодорожная катастрофа в Бразилии случилась при лобовом ударе двух поездов в 1958 г. (128 погибших, более 300 раненых). Такое же несчастье произошло в 1960 г. вблизи чешского города Пардубице (110 погибших и 106 раненых). Самая страшная железнодорожная катастрофа в Индии произошла в 1981 г. у Бихара. Пассажирский поезд был буквально сдут с моста мощнейшим циклоном и упал в реку (не менее 800 погибших). Самая серьезная авария на британских железных дорогах случилась в 1915 г., когда два пассажирских поезда столкнулись вблизи шотландского городка Гретна Грин с воинским эшелоном (227 погибших, 223 раненых). В 1952 г. на путях станции Харроу-Вилдстоун столкнулись два экспресса и местный поезд (112 погибших, 165 раненых). В 1933 г. тройное столкновение имело место неподалеку от французской столицы. Два поезда из-за сильнейшего тумана затормозили вблизи деревни Ланьи; шедший за ними экспресс Париж - Страсбург на огромной скорости ударил в задний поезд, практически вдавив его обломки в передний состав (191 человек погиб, 280 получили ранения разной тяжести).

Сход с рельсов также стал причиной ряда крупных аварий. В 1915 г. в Мексике на крутопадающем участке железнодорожного пути сошел с рельсов поезд с девятью сотнями пассажиров (свыше 600 погибших, почти все прочие ранены). Во Франции из-за схода с рельсов военного эшелона в 1917г. погибли свыше 1 тыс. человек и сотни получили ранения. А самая крупная авария югославских железных дорог случилась в 1974 г., когда пассажирский поезд сошел с рельсов и разбился на вокзале в Загребе только из-за того, что его вели пьяные машинисты (175 убитых).

Еще одна причина железнодорожных катастроф - пожары и взрывы. В 2000 г. в Австрии сгорел поезд фуникулера (155 погибших). В 2002 г. огонь объял пассажирский поезд, шедший из Каира в Луксор (погибли 383 человека). Причиной пожара стал взрыв кухонного баллона с горючим газом в одном из вагонов.

Самая смертоносная в истории железнодорожная авария случилась 26 декабря 2004 г. Основная вина за нее лежит на печально известном мега- цунами. Шестиметровая океанская волна обрушилась на пассажирский поезд «Королева моря», который шел из Коломбо в курортный город Галле. Из 1,7 тыс. пассажиров спаслись лишь несколько десятков. Есть искушение сказать, что эту катастрофу нельзя считать техногенной, ибо цунами - это все же стихийное бедствие. Однако само появление поезда на участке дороги, лежащем рядом с побережьем, стало возможным только из-за отсутствия надежно и оперативно работающей коммуникационной системы, рассылающей оповещения о подводных землетрясениях и волнах цунами в бассейне Индийского океана (в Тихоокеанском регионе такая система имеется). О создании системы предупреждения для Индийского океана разговоры велись давно, однако дальше них дело не пошло. Крупнейшей катастрофой 2005 года считается авария, которая 25 апреля произошла в Японии вблизи города Амагасаки неподалеку от Осаки. Шедший на слишком большой скорости состав на крутом повороте сорвался с колеи и врезался в многоквартирный жилой дом (106 погибших, 460 раненых).

Аварии грузовых железнодорожных составов иногда тоже приводят к последствиям катастрофического масштаба. Например, 24 апреля 2004 г. на северокорейской станции Ренчхон взорвались вагоны с нитратом аммония, которые сошли с рельсов и коснулись линии электропередачи. По официальным данным властей КНДР, взрыв разрушил либо сильно повредил 129 строений; 154 человека погибли и около 1300 получили ранения. Впрочем, нельзя не отметить, что средства массовой информации подчас проявляют склонность к преувеличению степени опасности таких событий. В качестве свежего примера можно привести крушение состава с нефтеналивными цистернами в Ржевском районе Тверской области 15 июня. Некоторые журналисты поспешили объявить эту аварию экологической катастрофой, однако впоследствии выяснилось, что загрязнение почвы и вод мазутом было весьма умеренным.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ КАТАСТРОФЫ.

Число крупных техногенных катастроф промышленных предприятий и энергетических систем сравнительно невелико, однако многие из них привели к огромным человеческим и материальным потерям.

Крупнейшим в мире катаклизмом такого рода стал взрыв танка с химикатами на расположенном в индийском городе Бхопале заводе по производству удобрений, принадлежащем американской химической корпорации «Union Carbide». 3 декабря 1984 г. в результате этого взрыва в атмосферу было выброшено более 40 т. токсичных газов фосгена и метилизоцианата. Трагедия в Бхопале унесла от 2,5 до 3 тыс. человек; 200 тыс. получили отравления разной степени тяжести, которые в дальнейшем вызвали еще от 15 до 20 тыс. смертей. Причиной взрыва опять-таки стали все три фактора Дэвиса: плохой контроль за состоянием танков с реагентами и другие нарушения правил техники безопасности (глупость), халатность и неопытность руководства завода, инженерно-технического персонала и медицинской службы (безответственность) и использование устаревшего оборудования (корысть).

Среди катастроф предприятий химической промышленности на втором месте после несчастья в Бхопале стоит авария на химическом комбинате в немецком городе Оппау. Этот построенный в 1913 г. завод стал первым в мире предприятием, на котором был освоен каталитический синтез аммиака по методу Габера. Во время Первой мировой войны завод в Оппау также производил боевые отравляющие вещества, а после капитуляции Германии был переведен на выпуск нитратов для производства красок и азотных удобрений. В 1921 г. там прогремел двойной взрыв, в результате которого погибли около шестисот человек и более полутора тыс. получили ранения. В качестве взрывчатки сработала аммиачная селитра, находившаяся на заводском складе. Это вещество при длительном хранении впитывает из воздуха влагу и кристаллизуется, превращаясь в камнеобразную массу. Для отгрузки селитры со склада ее разбивали с помощью небольших зарядов динамита, причем эта технология считалась, вполне безопасной. Однако в день катастрофы гигантская масса селитры сдетонировала, скорее всего, из-за примеси сульфата аммония, который мог послужить катализатором взрывного процесса.

Предприятия по выпуску азотных соединений страдали от аналогичных аварий и в дальнейшем. В 1942 г. взорвался завод по производству аммиака в городе Тессендерло в Бельгии (189 погибших. 900 раненых). Шестью годами позже взрыв разрушил анилино-содовый комбинат в городе Людвигсхафене (около 200 погибших, более 2000 раненых).

К катастрофам этого рода вплотную примыкают несчастья, причиненные случайной детонацией боевых и промышленных взрывчатых веществ, а также взрывы рудничного газа и угольной пыли в шахтах. К числу наиболее масштабных катаклизмов этого типа относится взрыв французского грузового судна «Mont Blanc» в гавани канадского порта Галифакс, вызванный его столкновением с бельгийским кораблем «Ivo». «Mont Blanc» был «под завязку» нагружен тротилом, пикриновой кислотой, бензолом и бездымным порохом. На его борту возник пожар, который не удалось быстро погасить, так что пламя достигло отсеков с тротилом. Итог катастрофы: 1635 убитых, 8000 раненых.

В 1942 г. в результате взрыва угольной пыли погибли 1549 китайских горняков, работавших в шахте в провинции Ляонин. В 1944 г. в порту Бомбея неизвестно из-за чего взорвался сухогруз «Fort Stikine. В 1956 г. в колумбийском городе Кали по непонятной причине взлетели на воздух семь грузовиков с взрывчаткой (не менее 1,2 тыс. погибших).

Список техногенных катастроф на ядерных объектах пока что, к счастью, очень короток. Самые «раскрученные» из них - взрыв реактора четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и химический взрыв емкости для хранения жидких высокорадиоактивных отходов на уральском радиохимическом комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г.

В ранге техногенных катастроф пребывают и крупные аварии магистральных электрических сетей. 9 ноября 1965 г. на несколько часов остались без электричества около 25 млн. жителей канадской провинции Онтарио и семи штатов США. 13 - 14 июля 1977 г. без света остался Нью-Йорк, а 19 декабря 1978 г. - около 80% Франции. 13 марта 1989 г. геомагнитная буря лишила электроснабжения 6 млн. канадцев. 14-15 августа 2003 г. в результате каскадного отключения энергии на востоке Канады и США без электричества осталось порядка 50 млн. человек. Через месяц с небольшим, 23 сентября, энергии лишились 5 млн. датчан и шведов, а 28 сентября - 57 млн. жителей Италии, практически все население страны. 25 мая 2005 г. без электроэнергии осталась значительная часть Москвы, а 22 июня из-за отключения электричества на три часа остановились поезда на швейцарских железных дорогах.

Повинные в любой из катастроф любят ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, но, анализируя их причины, всегда можно найти все три фактора Ли Дэвиса: глупость, небрежность и корысть.

Читайте также:

СОЗИДАТЕЛЬ АНТИЧНОСТИ.
Болезнь олова. "Оловянная чума".
Трамвай, которому не повезло (Трамвай РВЗ-7).
«Магазинки». Винтовки Мосина.

Похожие записи:

  1. Найдена колыбель человечества?
  2. Освоение морских глубин в истории человека.

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.