Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Последние комментарии

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБУВИ.

Опубликовал Сергей 1 января 2011 в рубрике История.

Учёные подсчитали, что в среднем за свою жизнь человек делает столько шагов, что вполне мог бы дойти до Луны. Но это сколько же обуви нужно стоптать?

САКРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АССИРИЙСКОГО САПОГА.

Обувь, пожалуй, была одним из первых ноу-хау древнего человека — ноги кормили и спасали от диких зверей и врагов, поэтому люди, довольно рано поняв, что их надо беречь, стали обматывать ступни шкурами убитых на охоте оленей, диких лошадей и других животных.

С древности обувь была связана не только с удобством, но и с ритуальными и магическими действиями, так как считалось, что отпечаток нога является знаком того, что оставляет после себя человек в жизни. Ассирийцы, например, использовали сандалию для приношения клятвы в деловых переговорах. Египтяне обменивались сандалиями в знак заключения сделки; отец передавал жениху обувь невесты как символ того, что она переходит на его попечение. У англосаксов долгое время существовал свадебный обряд, при котором жених прикасался туфлей к голове невесты, чтобы утвердить свою власть над ней. У викингов была процедура введения в род приёмного сына при помощи священного башмака, выкроенного из кожи, снятой с правой задней ноги быка. Во время ритуала приёмный сын надевал этот башмак вслед за отцом — «вступал в его след» и, тем самым, становился наследником. У многих народов брошенная на землю обувь означала претензию на территорию или на господство. В ритуалах древних евреев обувь служила, в зависимости от ситуации, то символом претензий, то подчинения, то знаком уважения.

Множество восточных обычаев, связанных с обувью, описаны в Ветхом Завете. Выражение «Простру сапог мой» выражало полное подчинение завоевателю, а снимание с чьей-либо ноги обуви служило подтверждением передачи ему прав и привилегий. В ветхозаветной общине обувь была непременным атрибутом гражданских процедур. По закону в случае смерти состоящего в браке мужчины на его вдове должен был жениться его брат. Если же он отказывался сделать это, выполнялись определённые ритуальные действия, в числе которых невестка должна была снять сапог с ноги своего деверя.

О том, какое значение придавалось обуви на Ближнем Востоке, свидетельствует сохранившееся древнее изречение: «Даже дом свой пусть продаст человек, но купит обувь для ног своих».

У многих народов есть мифы, сказки, приметы и поверья, связанные с обувью. Древнегреческий Гермес (у римлян — Меркурий) носил волшебные крылатые сандалии, чтобы быстрее сообщать людям приказы богов, живущих на Олимпе. Другой герой греческой мифологии Персей получил от нимф в подарок крылатые сандалии, которые помогли ему стать победителем в схватке с Медузой Горгоной. С детства мы помним сказки о сапогах-скороходах и волшебных башмачках Золушки.

В виде сапожков и туфелек делались амулеты на счастье и удачу, светильники, пепельницы, шкатулки. С Древней Руси до наших дней дожил обряд сжигать на праздник Благовещения старую обувь.

Это символизировало уничтожение всего плохого, что было раньше, и вступление в новый, благополучный период жизни.

Когда речь идёт об обуви, вдруг обнаруживается, что во всех странах мира существует удивительное сходство обычаев и традиций. Например, с античности и до наших дней, всюду считается правильным обуваться, начиная с правой ноги, так как левая якобы несчастливая. Уже не одну сотню лет студенты кладут под пятку пятачок, чтобы получить хорошую отметку. Ни один жокей в мире (а все они страшно суеверны) ни за что не поставит на пол свою обувь перед забегом.

1. Сандалия — самая простая и самая удобная обувь всех времён и народов

2. Сапог ассирийца. II тыс. до н.э.

3. Деревянная подошва этрусских сандалий длиной 25 см. Части её соединены бронзовыми петлями для придания гибкости. Этрусская обувь славилась

по всему Древнему миру. VI в. до н.э.

До сих пор многие бытовые традиции и религиозные обряды связаны со снятием обуви. Обувь полагалось снимать, входя в дом, её снимали и хозяева в присутствии гостя, чтобы выразить уважение. На Ближнем Востоке обувь снимали в знак траура по умершим родственникам. Без обуви полагается находиться в мечети. Не снять обувь, входя в дом японца, было бы недопустимым нарушением национальных традиций. А вот в средние века снимать обувь даже дома считалось крайне неприличным.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕГИПЕТСКОЙ САНДАЛИИ.

Войдя в обиход людей, обувь практически с момента своего зарождения начала отражать не только национальные, но и социальные особенности, сословную принадлежность, уровень благосостояния. Первые изображения сандалий были сделаны 4000 тыс. лет назад. Три пары сандалий из тонкой кожи, искусно украшенные золотом, обнаружены в гробнице Тутанхамона. Обувь фараона по форме была простой, без бортиков и задника, с загнутыми вверх носками и тремя тонкими ремешками. Зато украшение было изысканным и богатым — ремешок имел форму лотоса и был покрыт самоцветами. На подошве древний обувщик живо изобразил военную сцену и портреты врагов правителя, чтобы при ходьбе он мог попирать их ногами.

На большинстве изображений египтян мы видим босыми. Учёные считают, что первоначально обувь вообще была привилегией только фараона и его приближённых. Интересно, в связи с этим, что жена фараона к их числу не относилась и, будучи первой леди страны, ходила босиком так же, как и простые женщины. Древнегреческий историк Геродот писал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города. Фараону полагались специальные церемониальные золотые сандалии, а при дворе была введена высокая должность их хранителя.

Постепенно носить обувку разрешили и прочим жителям Египта. Сандалии из папируса и пальмовых листьев были дороги и недолговечны, поэтому египтяне берегли их и носили с собой, надевая лишь изредка. Люди, принадлежавшие к высшим сословиям, могли позволить себе носить обувь постоянно, но обязаны были снимать её в официальных местах и во дворце правителя.

Позже сандалии в Египте изготавливали из кожи, которая существенно различалась по качеству и стоимости. Специально для женщин делались более легкие и изящные модели, а высокопоставленные египтянки стали носить на ногах, помимо обуви, ещё и золотые браслеты, украшенные цветной эмалью.

В Месопотамии первая обувь делалась из тростника, дерева и шерсти. В Вавилоне и Ассирии большую популярность получили кожа и мех. Обувь ассирийских воинов по внешнему виду удивительно напоминает современный военный ботинок. Они обувались в башмаки, защищавшие пятку, и носили обмотки — узкие полоски материи, обвивающие ногу крест-накрест от ступни через голень до колена. Известно, что воины имели не только обувь из традиционных материалов, но и медную или железную.

Несмотря на то, что на протяжении жизни человечества в разных странах в разные эпохи придумывались новые модели и варианты обуви, в её основе неизменными оставались первоначальные идеи, придуманные тысячелетия назад. Можно сказать, что мы и но сей день носим обувь, на которой могло быть написано: «сделано в Древнем мире».

Создали же варианты обуви, изменяющиеся в веках, но постоянные в своей основе, древние греки. Им принадлежит также первенство в различении домашней и уличной обуви. Интересно, что, в отличие от других древних народов, греки первыми додумались до того, что сегодня нам кажется простым и очевидным, — стали различать обувь для правой и левой ноги. До них конструкция обуви была таковой, что было безразлично, на какую ногу её надевать. Правда, об этом потом забыли, и вся Европа до 1830 г., когда «открытие разных ног» было сделано повторно, ходила в одинаковых башмаках.

В период эллинизма появилась мода украшать подошву разными затейливыми надписями, которые отпечатывались в дорожной пыли. А у гетер и куртизанок подошва обуви была подбита гвоздями таким образом, чтобы шляпки гвоздей оставляли на земле надпись: «Следуй за мной!». Обычные женщины на улице носили обувь на толстой подошве с прикреплёнными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги. Позднее появилась элегантная женская обувь, окрашенная в красный цвет с жёлтым краем на подошвах.

Такие ботинки носили солдаты Великого Рима. Ив до н.э.

В высших сословиях античной Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве — котурны. Античная традиция приписывает введение котурнов театру Эсхила. Пробка — легкий, но прочный материал, в такой обуви актёры чувствовали себя на сцене уверенно, котурны делали их гораздо выше и величественней.

Культ красоты, царивший в Древней Греции, распространялся на все стороны жизни, греки воспевали сильное, крепкое человеческое тело, любили красивую одежду и затейливую обувь. Основным типом греческой обуви были сандалии, которые, постоянно модифицируясь, превратились в высокий зашнурованный сапог с пробитыми наверху отверстиями, иногда богато украшенный вышивкой и даже металлическими бляшками. Греки придумали еще одну модель, так называемые крепиды — высокие сандалии, похожие на сапожки. Военачальники и богатые воины для торжественных случаев надевали резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывавшие ногу сзади и стягивающиеся спереди шнуровкой так, чтобы пальцы оставались открытыми. В то же время появились и высокие резные сапоги — эндромины.

Поскольку у знатных греков было принято во время трапезы за столом не сидеть, а возлежать, то перед едой обязательно нужно было разуваться, поэтому выражение «снять сандалии» было равнозначно «пожалуйте к столу».

СОЛДАТСКАЯ ЖИЗНЬ РИМСКОГО БОТИНКА.

Обувь Древнего Рима в целом была похожа на греческую, но имела некоторые отличия. Представления о прекрасном у римлян были попроще. Эталоном красоты в Древнем Риме была крупная, величественная женщина и крепкий, суровый воин, и всё, что окружало их, было достаточно простым и практичным. В том числе и обувь. Римляне носили сандалии различных моделей и башмаки со шнуровкой. Но и в Риме обувь также чётко отражала общественное положение и шилась специально для плебеев, философов или сенаторов. Представители знати, наряду с сандалиями (солеа), носили кожаные ботинки (калцеус), которые походили на сапоги, обтянутые на икрах кожаными ремнями. Красные сапоги были привилегией консулов, императоров, триумфаторов, чёрные разрешались только сенаторам, поэтому выражение «надеть кальцеус» означало не столько обуться, сколько стать сенатором.

Чем выше было положение римлянина в обществе, тем больше ремешков поддерживало его обувь.

Плебеи ходили в обуви, которая состояла из подошвы, привязанной к ноге одним шнурком. Деревенские жители носили высокие башмаки из сыромятной кожи.

Воины Римской республики обувались в калиги — особые кожаные сандалии, которые защищались поножами из толстой кожи или металла. Этим же словом называлась и военная служба. Один из императоров — Калшула (37 — 41 гг. н.э.) — под таким прозвищем даже вошёл в историю. Прозвище своё он получил за особое пристрастие к солдатской обуви.

Много столетий спустя калиги в виде лёгкой обуви странников, иноков, косцов и пастухов объявились на Руси, и здесь войдя в живую ткань языка. Странников в неказистых калигах стали звать каликами, а затем слово стало обозначать всех нищих и убогих.

А это наши родные «писаные валенки».

Вторая половина XIX в.

Музей этнографии народов России

Византия была преемницей моды античного периода и предшественницей средневековой моды. Мужчины носили закрытые сандалии и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом. У женщин в моде были башмаки из мягкой кожи белого и красного цвета. Богатые женщины позволяли себе туфельки из парчи и шелка, украшенные вышивкой и драгоценными камнями.

Гравюра Жоста Аммана «Обувщики»даёт представление о том, как изготавливалась обувь в Средние века.

Башмаки с клювообразными носами. XV в. Музей обуви, г. Злин (Чехия). Музей обуви, г. Злин (Чехия).

Женские сапожки. 1800-е гг.

А это наши родные «писаные валенки».

Вторая половина XIX в.

Музей этнографии народов России

МОДНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГАЛОШИ.

Долгие столетия мода на обувь изменялась мало, варьируясь вокруг различных видов сандалий, башмаков и сапог. Дизайнерский переворот случился лишь в средневековье, когда изготовители обуви стали предлагать всё больше разнообразных фасонов и деталей отделки.

Этому периоду принадлежит изобретение предшественников галош. Любители пощеголять в тонких кожаных сапогах-чулках огорчались, что европейский климат быстро портит элегантный вид обуви, тогда и придумали так называемые патины. Это было своеобразное сооружение из деревянной подошвы и ремешков, которое надевали поверх сапог. Существует мнение, что патины были также неким первообразом коньков.

Гравюра Жоста Аммана «Обувщики» даёт представление о том, как изготавливалась обувь в Средние века

В Средние века в Западной Европе появилась особая разновидность остроносой обуви — пулены. Как и в Древнем мире, она носила сословный характер: по длине носка определялась социальная принадлежность хозяина обуви. Поскольку щёголи стремились украсить себя самыми длинными носами туфель, пока они не вытянулись до 70 см, были введены специальные указы, определявшие длину носка для каждого социального слоя. Простолюдинам, например, разрешалось 15 см, дворянам — 60 см.

Ходить в пуленах было крайне неудобно, непомерно длинные носки приходилось набивать мхом или конским волосом, а чтобы они не очень мешали при ходьбе, носки туфель пристегивались к браслету у колена. Самые рьяные модники ухитрялись прикреплять к ним колокольчики, и даже зеркала, в которых можно было любоваться собственным отражением. Церковь весьма неодобрительно относилась к этим капризам моды, называя её порождением дьявола.

Абсолютная свобода в выборе обуви, как по длине, так и по ширине, царила при европейских королевских дворах. Придворные дамы не сильно задумывались об удобствах и готовы были принести любые жертвы, лишь бы не отстать от моды. Появились башмаки на высоченных деревянных подставках — цоколи. Ходить на них было ещё неудобнее, чем с длинными носами, зато цоколи отлично предохраняли от грязи, которая появлялась на городских улицах после дождя.

Громоздкие подставки делались вначале высотой в 10 см, а потом и более высокими. Модницы с трудом сохраняли равновесие, но придумали замечательный выход — они стали выходить на про1улку, опираясь на трость. Кавалеры не отставали от дам, они тоже взобрались на каблуки. А вслед появились и королевские указы, регламентирующие высоту каблука для разных сословий. Самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей.

Мужчины носили ботфорты и сапоги на высоких каблуках. Кавалеры гордо выступали, мужественно позванивая шпорами, но при этом зачастую далеко обходили дам в изяществе кружев, которыми они украшали отвороты сапог. А всё более изысканные сочетания, придумывающиеся в это время и для женской обуви, тут же становились и мужскими — цветная кожа, парча, бархат и, конечно же, банты. Как писал Мольер: «От башмаков до П1ляны — банты, ленты, банты, ленты».

Во Франции XVII в. стало особым шиком появиться на великосветском карнавале в разной обуви. Представьте: левая нога в сапоге со шпорой, а правая — в мягком башмаке, украшенном пышным бантом! В моду в это время вошли и знаменитые «красные каблуки». Обувь могла быть белого или чёрного цвета, но обязательно на красных каблуках или толстых пробковых подошвах, обтянутых красной кожей.

С наступлением эпохи революций Франция отвергла каблук как пережиток буржуазной моды. В моду вернулся античный стиль, легкая, обтягивающая ступню обувь, часто со шнуровкой из лент. Эта мода продержалась достаточно долго, но и она уступила новым веяниям, принесшим гладкие мужские ботинки без шнурков, дамские шнурованные ботиночки по щиколотку и штиблеты на кнопках.

Деревянные сабо, в которых изображен мальчик на картине немецкого художника Вильгельма фон Каульбаха (1805-1874), на протяжении многих столетий были повседневной обувью крестьян во многих европейских странах, изображая знатных особ, художники всегда рисовали их одетыми по последней моде. В XVIII в., как можно судить по картине Томаса Гейнсборо (1727-1788), бант, вошедший в моду в предыдущем XVII в., всё ещё оставался непременным украшением как женской, так и мужской обуви.

В XIX в. в истории обуви произошло два важных события: появилась обувь, различающая правую и левую ногу, и первая обувная машина. Отныне обувь становится предметом массового производства.

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ ВАЛЕНКА.

Россия, начиная с эпохи Петра I, перенимала многое у европейской обувной моды и не несла на себе печати оригинальности. Зато древняя Русь создала абсолютно уникальные произведения обувного искусства. На Руси носили и сапоги, и ботинки, и туфли, но были несколько видов особой обуви, которую не придумали ни в одной другой стране мира.

Практически до начала XX в, самой распространённой обувью России были лапти. Их плели из бересты, коры липы, ивы, вереска, дуба, даже мочала. По числу полос, из которых изготавливались лапти, их разделяли на пятерики, шестерики и семерики. Хороший мастер делал в день по три — четыре пары .лаптей, ведь они были недолговечны. Летом, в страду, лапти изнашивали за четыре дня, а зимой за десять. Существовал даже оригинальный термин — «лапотная миля», расстояние, которое можно было пройти в одной паре лаптей.

Для зимы и лета делались разные лапти. Чтобы не было холодно, к зимним пришивалась подошва, «подковырянная» конопляной верёвкой. Такие лапти хранили тепло и меньше промокали. На лето плели более редкие, лёгкие лапти, которые назывались рачками. Они хорошо защищали ногу от жесткой стерни, и в них было удобно работать в поле. Простые лапти плелись из грубого лыка, более нарядные — из вязового (после того как их отмачивали в горячей воде, они становились розовыми).

Ещё в первые десятилетия XX в. лапти носили в российских деревнях повсеместно, а в период Гражданской войны они даже решали проблему обуви в армии. Занималась этим специальная комиссия ЧЕКВОЛАП — Чрезвычайная Комиссия по снабжению армии валяной обувью и лаптями.

Лапти сегодня воспринимаются как экзотика, а вот валенки, которые также были древнейшей, исконно русской обувью до сих пор не ушли с обувного рынка. Удивительно удобная и тёплая обувь, придуманная нашими предками, до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года и пользуется огромным спросом у строителей, сторожей, рыбаков, лесорубов, работников транспортной милиции. Валенки бывают твёрдые, грубошёрстные, мягкие, серые, белые, цветные. Для праздников в некоторых областях делали валенки розового цвета. Очень красивы валенки «писанные», т.е. расшитые узорами и затейливыми рисунками. Говорят, что на свете не существует двух одинаковых пар валенок, и среди них есть настоящие произведения искусства. Их историю хранят в музеях, один действует в городе Мышкине Ярославской области, второй открылся в Москве. В них собраны абсолютно уникальные экспонаты «валеночного» искусства. В московском музее можно, например, увидеть валенки в виде самовара, паровоза, чайника, самолёта.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ТУФЛИ.

Обувная история разных стран мира складывалась по-своему, но, кажется, все успели поносить и тапочки, и сапоги, и туфли, и сандалии, и каблуки, и танкетки. Периодически мода возвращается, делая актуальными забытые модели и фурнитуру далекого прошлого.

Обувь всё шире используется как лечебное средство, и это совсем не новое направление приобретает оригинальные черты. Ещё в древних китайских книгах были описаны специальные лечебные компрессы из трав, которые рекомендовалось вкладывать в ботинок. В настоящее время в Китае придуманы пористые полимерные материалы, которые хорошо впитывают настои лекарственных трав. Такая стелька во время ходьбы благотворно воздействует на кожу стоп, нормализует обмен веществ и даже лечит определённые заболевания.

Сегодня по рецептам древней восточной медицины лечебную обувь делают в Чехии и Словакии. Древние знания о свойствах магнита излечивать некоторые заболевания стали применяться и в «обувной терапии». Домашние сандалеты модели «Магнетик» способны быстро прекратить головную боль, эффект заключается в стельке, построенной так, что своими выпуклостями она воздействует на определённые точки ступни. Такой массаж не только снимает мигрень, но и оказывает общее успокаивающее, гармонизирующее воздействие. А во Франции разработана обувь со специальными намагниченными пластинами, которая успешно избавляет от морской болезни.

Хорватские мастера придумали способ, как согреть ноги, используя собственную энергию. Конструктор разработал особую стельку, которая превращает давление ноги на неё в тепло. Внутренность ботинка таким образом можно нагреть до 30"С. Для тех же, у кого существуют проблемы противоположного характера, в Саудовской Аравии создали полимерный материал, аккумулирующий прохладу. В этой обуви можно несколько часов кряду ходить по раскалённому песку и чувствовать себя исключительно комфортно.

Остроумно изобретение конструктора Джиллиан Сван из британского университета Брунэля. Она придумала устройство, которое назвала «квадратные глаза». С его помощью можно решить проблему борьбы с лишним весом и малой подвижностью у детей. Врачи во многих странах мира бьют тревогу по поводу того, что широкое применение компьютеров сделало детей слабыми и больными, поскольку, вместо активного движения и пребывания на свежем воздухе, они много времени просиживают перед экранами мониторов и телевизоров. Джиллиан Сван решила проблему контроля за время препровождением детей, следующим образом: «квадратный глаз», состоящий из двух элементов — особой кнопки, встроенной в стельку для обуви, и базовой станции, связанной с телевизором, осуществляет подсчёт сделанных за сутки шагов и регулярно передаёт информацию о них на базовую станцию. Если ребёнок не выполнил норму движения и усаживается перед компьютером или телевизором, тот просто не включается. Но и в том случае, если он побегал достаточно, «порция» фильмов, которую он «заработал» активным движением, не будет бесконечной и прервётся, когда исчерпается отведённое юному теле любителю время.

Как нетрудно догадаться, в обувное изобретательство внесли свой вклад и японцы. Кроме туфель, контролирующих режим дня, они придумали туфли — советчики. Утром, собираясь на работу, человек надевает обувь, а она «человеческим голосом» произносит: «Сегодня эта обувь непригодна». Никакой мистики нет — просто под стелькой находится микропроцессор, как нетрудно догадаться, в обувное изобретательство внесли свой вклад и японцы. Кроме туфель, контролирующих режим дня, они придумали туфли—советчики. Утром, собираясь на работу, человек надевает обувь, а она «человеческим голосом» произносит: «Сегодня эта обувь непригодна». Никакой мистики нет — просто под стелькой находится микропроцессор, который следит за погодой.

Конечно, не все обувные новинки создаются с утилитарной целью. Некоторые относятся к области «искусство для искусства», как, например, мягкие полуботинки, разработанные нью-йоркскими дизайнерами для любителей розыгрышей. Спортивный стиль этой обуви неожиданно контрастирует со стуком высоких каблуков, но булыжной мостовой. Этот стук, раздающийся при каждом шаге, заранее записан на чип и активизируется при соприкосновении с поверхностью.

В народных сказках от обуви часто зависело решение каких-нибудь важных проблем, а сегодня на наших глазах сказочные чудеса переносятся в повседневную жизнь. Ещё немного, и у нас появятся семимильные сапоги-скороходы, в которых без устали можно носиться по всему земному шару. А когда учёные придумают, как приделать к ним крылышки, можно будет подниматься в небо, как поднимались греческие и римские герои. Хорошо бы еще, чтобы разработали модель тех сапог, которые носил сказочный кот, и вместе с ними мы бы обретали его бесстрашие и находчивость. И чтобы обязательно появились Золушкины башмачки, которые принесут всем счастье.

Читайте также:

Итальянская "Француженка".
Электричество фараонов.
Загадки исторических совпадений.
Египетские тайны


Комментирование закрыто.

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.