Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Последний советский трамвай(71-608К).

Опубликовал Сергей 31 декабря 2010 в рубрике История.

Последний советский трамвай(71-608К)С 1969 г. для провинциальных городов СССР на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ) строили трамваи КТМ-5МЗ (71 -605), конструкцию которого постоянно улучшали. Освоить серийный выпуск более совершенного «Урал-6» (71-606), спроектиро­ванного в 1976 г., а позже низкопольного 71-607 не смогли из-за отрицательного отношения к ним руководителей Минобщемаша СССР.

Летом 1983 г. на УКВЗ начали проектировать новинку, в 1985 г. обозначенную 71-608, с тиристорно-импульсной системой уп­равления (ТИСУ) тяговыми дви­гателями. Этот трамвай создава­ли на УКВЗ совместно с Ураль­ским филиалом Всесоюзного НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) в Свердловске и Южно- Уральским филиалом этого института в Златоусте. Разраба­тывали вагон С.А. Шлёнский, Н.П. Кувайцев, А.Ю. Журавлёв и др. Художественный проект за­вершён в сентябре 1983 г.

Планировали создать принципи­ально новые четырёхосные вагоны с увеличенной на 15% вместимо­стью, одномоторными тележками с двигателями мощностью 80 кВт — универсальными для троллейбусов, трамваев и поез­дов метро, и двухступенчатым подрессориванием колёсных пар.

Четыре тележки и два кузова ва­гона изготовили весной 1986 г. Свидетельство на промышленный образец 71-608 выдали 4.08.86 г. Специалисты Минжилкомхоза РСФСР планировали организо­вать на УКВЗ серийный выпуск этого трамвая с 1992 г., но развал Совета экономической взаимопо­мощи (СЭВ) и прекращение в 1987 г. импорта трамваев, побу­дили начать выпуск новинки с 1989 г.

Первые два опытных трамвая 71-608 с обычными тележками сделали в 1988 г. и отправили для испытаний в г. Калинин. В них при­менили новшества: тяговые дви­гатели ДК-263Б и ТИСУ для уско­рения и разгона торможения, в кузове пластмассовую обшивку заменили металлической, увели­чили число дверей для ускорения входа-выхода пассажиров, устро­или площадку для детских коля­сок, приспособили вагоны для эксплуатации с посадочными платформами.

Металлическую обшивку крепи­ли к каркасу точечной электро­сваркой с «термонатягом». Каби­ну водителя сделали просторней и светлее благодаря увеличению высоты лобовых стёкол на 20 см В ней предусмотрели кресло для инструктора. Пассажирские си­дения оборудовали подушками из латексной резины. В маршрут­ных указателях и салоне приме­нили надёжные люминесцентные источники света Каждый све­тильник снабдили преобразова­телем напряжения частотой 400 Гц. Установили высоковольт­ные розетки для питания тяговых электродвигателей в прицепном вагоне от высоковольтной цепи головного. Мотор-генератор за­менили статическим преобразо­вателем, питавшим низковольт­ные цепи постоянным током на­пряжением 24 В.

Из-за децентрализации совет­ской экономики и связанного с этим прекращения госзаказа на серийный выпуск ТИСУ разрешили УКВЗ выпустить опытные трамваи 71-608К с реостатно-контакторной системой управления. Первый — сделали 30 декабря 1989 г. В связи с прекращением импорта трамва­ев из Чехословакии, трамваестро- ение на Урале оказалось в зависи­мости от заказов Москвы.

Для сравнительных испытаний с чехословацкими вагонами Т7Б5 два первых 71-608К впервые в ис­тории УКВЗ отправили в Москву, эксплуатировали в депо им. Руса­кова под номерами 8001 и 8002 на 13-м маршруте. По результа­там эксплуатации в 1992 г. в сто­лице на конференции обсудили недостаточную надёжность агре­гатов нового трамвая: цепных приводов раздвижных дверей, статического преобразователя высокого напряжения питающей сети в низкое, рельсового тормо­за, тормозных соленоидов, сер­водвигателей, калорифера, элек­тродинамического торможения.

Правительство Москвы решило с целью стабилизации транспорт­ной ситуации в городе закупать трамваи УКВЗ и полностью пере­оснастить трамвайный парк сто­лицы отечественным подвижным составом. УКВЗ обязали усовер­шенствовать 71-608К. Москов­ские депо им. Русакова и Октябрь­ское реконструировали и в тече­ние 1991-1998 гг. перевели на трамваи УКВЗ. В 2003-2004 гг. их число превысило половину сто­личного вагонного парка. Конст­рукторы УКВЗ учли замечания, и с сентября 1994 г на базе кузова 71-611, разработанного в 1989 г. для скоростного трамвая Волго­града, стали выпускать 71-608КМ с зауженным кузовом.

В 1989-1990 гг. на базе кузова 71-608 конструкторы УКВЗ разра­ботали активный прицепной вагон 71-614 без кабины водителя, но с автономным движением в ма­невровом режиме. Этот «прицеп» заказали многие города (Ленин­град — по 20 вагонов в год), одна­ко серийный выпуск новинки на заводе не начали.

Всего в 1990-1995 гг. изготови­ли 899 трамваев 71-608К. В 1990-1992 гг. одновременно вы­пускали 71-608К и КТМ-5МЗ. Больше всего 71-608К поставили в Москву — 175, Уфу — 73, Ново­кузнецк — 54, всего — в 57 горо­дов СССР, по одному — в Белорус­сию и Латвию (Минск и Даугавпилс). Последние 7 вагонов в на­чале 1995 г. отправили в Николаев.

В Туле бездарные эксплуатаци­онники варварски использовали 26 вагонов 71-608К, списали на­много раньше срока амортизации, а два — в 2004 г. вкопали в землю на одной из центральных улиц, устроив в них кафе. Более чем в 50 городах бывшего СССР трамваи 71-608К работают до сих пор.

Несмотря на госприёмку в фев­рале 1991 г., серийный выпуск 71- 608 с ТИСУ так и не начали. Опыт­ные вагоны 71 -608 с ТИСУ работа­ли в Калинине, потом путём трой­ного обмена с участием Коломны и оформления их как «модерниза­ция трамваев с РКСУ» в 1993 г. передали в московское депо им. Русакова. Эти высоконадёж­ные вагоны (№ 5007 и 5009) и сегодня работают на столичных 34-м и 46-м маршрутах.

В трамвае 71-608К, разработан­ном в последние годы существова­ния СССР, заложены основы для отечественного трамваестроения XXI в. Именно с него началось мас­совое применение статического преобразователя, люминесцент­ного освещения, четырёх дверей в вагоне. С 1995 г. в Москву, наряду с другими городами, стали посту­пать трамваи УКВЗ значительно улучшенной конструкции. Не будь многолетнего московского заказа УКВЗ и сегодня выпускал бы не столь совершенные трамваи, при­годные лишь для провинциальных городов. В современных трамваях УКВЗ требуется усовершенство­вать только тележки. В остальном они вполне современны, перспек­тивны и конкурентноспособны.

Последний советский трамвай

Автор статьи: О. Курихин и В. Розалиев.

Читайте также:

ДЕНЬГИ искусство накопления
МЕЩАНИН В... МУШКЕТЕРСТВЕ
Написано сердцами Французских королей.
Жизнь Пифагора.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.