Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Конец эры автомобиля?

Опубликовал Сергей 7 января 2011 в рубрике Изобретения.

Развитие автомобиля, похоже, зашло в некий безысходный тупик. Суперсовременные, мощные и скоростные автомобили также ползут в чадящем дорожном потоке, как и обычные, простые авто. И рядом с ними часами так же томятся в гигантских «дорожных пробках». Дальнейшее наращивание скорости и мощности автомобиля не только утрачивает всякий смысл, но и становится всё более опасным для жизни человека.

Российские авиаконструкторы из ОКБ НАК РФ разработали проект своего рода «летающего семейного автомобиля».

«Ларк-4» — 4-местный летательный аппарат. Формально, по чисто внешним признакам, его можно назвать самолётом. Однако он будет по многим своим свойствам существенно отличаться от всех остальных самолетов мира.

«Lark» в переводе с английского — «жаворонок». Название вовсе не случайное, а во многом отражающее принцип работы крыла нового самолёта.

У «Ларка-4» неправдоподобно маленькие крылья (размахом всего 5,8 м), по пропорциям больше похожие на плавники акулы. К тому же, на стоянке они складываются вверх, благодаря чему аппарат может въезжать на автомобильные парковки. Имея небольшие крылья, самолёт будет обладать малой парусностью, что, в сочетании с высокой энерговооружённостью, обеспечит ему прекрасную управляемость. Малая парусность как элемент безопасности особенно важна у земли при взлёте и посадке, где порыв ветра способен неожиданно бросить обычный самолёт к земле.

Однако, несмотря на размеры, эти крылья создают необычайно большую подъёмную силу, полученную разработчиками за счёт комплекса инженерных решений, опирающихся на ряд интересных работ, проведённых ещё в 40 — 60-е гг. XX в. такими отечественными учёными и изобретателями, как А.И. Болдырев, Б.С. Блинов и другие.

Использование идей Болдырева, например, вовсе не означает, что перед крылом установлена некая машущая «лопата». Благодаря сочетанию нескольких технических решений, активная механизация крыла позволяет резко поднять его аэродинамическое качество.

Поэтому для взлёта и посадки «Ларку-4» вовсе не нужны аэродромы. Ему вполне хватит маленького «пятачка», длиной не более 27 — 30 м, на лужайке рядом с домом. Такая способность самолёта — следствие беспрецедентно-малой взлётно-посадочной скорости аппарата, равной всего 43 км/ч.

«Ларк-4» сможет летать не только на основном, маршевом двигателе, но и, при его отключении, на двух или даже на одном из имеющихся небольших двигателей, выполняющих в штатном режиме вспомогательные функции.

Гораздо спокойнее с высоты полёта любоваться красотами земли, зная, что работу маршевого двигателя у вас за спиной в любой момент подстрахуют ещё два вспомогательных двигателя. А если по невероятному стечению обстоятельств, вдруг станет «чихать» и один из них, то второй, в одиночку, вполне обеспечит «Ларку» безопасную посадку, и не «где придется», а на выбранной, достаточно безопасной, площадке.

Правда, в этом случае скорость самолёта снизится до 250 (или 180) км/ч. Однако, согласитесь — лучше иметь такую скорость, чем, вдруг потеряв всякую, начать падать, как другие самолёты, например, при засорении топливопровода.

И всё же, основной турбовинтовой двигатель конверсионного производства — ТВД-400, обладающий высокой надёжностью изделий «оборонки», без сомнения, должен сделать такие ситуации практически невозможными.

Этот двигатель, имея массу менее 90 кг и мощность 560 «лошадей»,обеспечит самолёту скорость до 750 км/ч, прежде недостижимую

для аппаратов такого класса. Благодаря этому, например, долететь к своей любимой тёще на блины из Москвы в Санкт-Петербург вы сможете всего за один час, и без дозаправки вернуться обратно.

Без дозаправки, вчетвером, всего за два с небольшим часа, на этом самолёте вы перенесётесь из Москвы в Стамбул, покрыв расстояние около 1500 км. А вот вдвоём на «Парке» можно будет перелететь уже через всю Западную Европу, из Москвы в Мадрид, преодолев путь в 3400 км.

Расход дизельного топлива на 100 км полёта будет составлять около 10,9 кг — как у среднего легкового автомобиля. Хотя скорости автомобиля и «Ларка» будут совершенно несопоставимыми. Многотопливность двигателя вовсе не значит, что его можно «поить» соляркой, собранной из придорожной канавы. Можно использовать и газ, и керосин, и дизтопливо. Но только приемлемого качества, способного пройти предполётное тестирование бортовой управляющей компьютерной системой (БУКСом) «Ларка-4». В каждом конкретном случае применения того или иного топлива предусмотрено изменение, контроль и поддержание, с помощью всё того же БУКСа, различных режимов работы двигателя (концентрация, температура и давление горючей смеси, её ионизация, давление и температура в камерах и на лопатках, скорость истечения, температура и состав истекающей струи и т.д.).

БУКС способен будет исправлять ошибочные действия пилота, например — случайный перевод полёта в режим штопора, а в критических ситуациях (возникновение каких-то неисправностей, потеря сознания пилотом, захват самолёта злоумышленником и т.п.) сможет полностью взять управление аппаратом на себя и посадить его в заранее назначенную точку.

Основу конструкции аппарата составляют композиты, и весить он будет всего около 385 кг. Однако при этом, он сможет поднять в воздух вес, превышающий его собственный, более чем в полтора раза — около 600 кг.

Тройное дублирование двигателей, сверхмалые скорости взлёта и посадки, а также компьютерная подстраховка управления — это значительный шаг в создании максимально безопасного летательного аппарата для личного и семейного пользования.

Есть основания надеяться, что со временем «Ларки» смогут заменить легковой автомобиль, в качестве транспортного средства для миллионов семей.

Близких аналогов по лётно-техническим характеристикам сегодня у «Ларка-4» ни в России, ни за рубежом пока нет. Самолет, как и автомобиль, будучи всегда «под рукой», неизбежно будет превосходить любой, даже самый лучший и дорогой, автомобиль по скорости, мобильности и «проходимости». Но, прежде всего, по своей независимости и от автомобильных «пробок» на дорогах, и от наличия самих этих дорог вообще.

Правда, для этого нужно решить еще одну проблему, а именно — систему организации движения и эксплуатации этих машин.

Пока ее можно представить в разных вариантах. Например, на начальном этапе «Ларк-4» может использоваться как элемент уже существующей системы магистральных авиалиний с их инфраструктурой. За счёт использования «Ларка» имеющаяся система авиалиний сможет «прорастать» кустами из существующих аэропортов в глухую, непроходимую российскую глубинку, почти лишённую сегодня каких бы то ни было аэродромов, постепенно и исподволь готовя при этом условия для использования «Ларка» в качестве массового индивидуального транспортного средства для нашего населения.

Читайте также:

Укротители велосипедов
ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
БЕССМЕРТНАЯ ЖЕМЧУЖНИЦА
Броня для водолаза

Метки: ,

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.