Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛЮДИ.

Опубликовал Сергей 7 января 2011 в рубрике Изобретения.

Началось всё ещё в XIII в. Однажды немецкий маг и философ Альберт Великий прищемил ногу дверью. Это сильно рассердило учёного, и он и решил создать механического слугу, который мог бы открывать и закрывать перед ним дверь. Говорят, на его создание Альберт Великий потратил тридцать лет, зато «железный человек» не только умел открывать дверь, но и произносил приветливые слова. Со временем, правда, он становился всё разговорчивее, и, в конце концов, так надоел хозяину, что тот схватил, молот и разбил механического друга. Конечно, о болтливости механического слуги слухи преувеличены, но всё остальное в этой истории — правда.

Механические люди, появившиеся пять столетий спустя в маленькой швейцарской деревушке Шо де Фон, болтливы не были, зато умели писать, рисовать и играть на фисгармонии.

Искусственный человек, который умел писать, был ростом с пятилетнего ребенка, хотя выглядел как взрослый. Сидя на скамейке перед маленьким столиком, он держал гусиное перо и, наклонив голову, медленно, как ученик, выводил отдельные слова и даже фразы. При этом, когда надо было, макал перо в чернильницу и даже задумывался перед следующей фразой. Буквы получались крупными, с нажимом и располагались ровными строчками. Закончив работу, писец посыпал лист бумаги песком, чтобы быстрее просохли чернила, а потом стряхивал его и протягивал зрителям. Те шумно выражали свой восторг и изумление. Кто-то из грамотных брал исписанный лист и вслух читал текст. Обычно это были всякого рода приветствия.

Рядом сидел другой механический человек и рисовал карандашом разные фигурки, сдувая иногда с листа соринки или просто его встряхивая.

Третьей диковинкой была механическая музыкантша. Она плавно ударяла по клавишам фисгармонии, выдавая быстрые пассажи. При этом она поворачивала глаза и голову, следя за движениями рук. Грудь её поднималась и опускалась, как будто она дышала. Окончив играть, механическая женщина наклоняла голову, внимая аплодисментам восхищенных слушателей.

Движения и действия механических людей были так естественны, что многие зрители, специально приезжавшие в Шо де Фон поглазеть на них, готовы были считать их живыми людьми, поэтому эти механизмы получили название «андроидов».

Загадка механических людей заключалась в их устройстве, состоявшем из огромного количества шестеренок, пружин, кулачков, противовесов и зубчатых передач. Всё это напоминало очень сложный часовой механизм, и сконструировать его могли только часовщики. Создатели писца, художника и музыкантши отец и сын Пьер и Анри Дро, жители Шо де Фон, ими и были. Впрочем, это ремесло в их деревне знал каждый второй.

Правда, в юности Пьер Дро к часам не проявлял никакого интереса, и родители решили сделать из него священника. Но когда после окончания духовного училища Пьер вернулся в родную деревню, он вдруг и думать забыл о духовной карьере. Его заворожил мир часового механизма, в котором все колесики, винтики, пружинки умещались в маленькой коробочке на ладони. Но, освоив искусство часового мастера, Пьер, кажется, потерял к часам всякий интерес. Ему хотелось создавать что-то необыкновенное, и он начал пристраивать к хронометрам всякие самодвижущиеся фигурки.

Одно из своих изделий — часы с пастушком и собачкой — Пьер Дро повез в Мадрид, чтобы показать королю Испании Фердинанду VI, где в присутствии двора и продемонстрировал свой необыкновенный механизм. Когда часовая стрелка подходила к какому-нибудь часу, пастушок на флейте свистел нужное число раз. У ног пастушка лежала собачка, охраняя корзину с яблоками. Вдруг одна фрейлина захотела взять яблоко из корзины, и собачка... залаяла, да так естественно, что ей ответили все придворные собаки. Понятно, что за часы поражённый король заплатил не скупясь. Пьер же, вернувшись в родную деревню, задумал создать механизм, похожий на человека и совершающий человеческие движения. Задача была сложной и потребовала долгого, упорного труда. Наконец, в 1770 г., через двадцать месяцев был закончен механический писец. Мастер дал ему имя Жаке. Устройство его в общих чертах состояло в следующем. Если снять с писца заднюю крышку, можно было увидеть множество валиков, пружин, зубчатых шестерён и дисков, а сверху донизу шёл кулачковый вал со множеством выступов. Внизу размещался диск с буквами, приводимый во вращение сильной пружиной. В зависимости от положения зубцов на диске, которое устанавливается рукой человека, механизм писал те или иные буквы и фразы.

За работой отца внимательно наблюдал сын механика Пьера Дро - Анри. По-видимому, мальчик унаследовал исключительные способности к механике, потому что через три года сам принялся за изготовление нового механического человека, который должен был уметь рисовать. Работа пошла быстрее. Сказывался опыт, полученный при создании писца, и рисовальщик был закончен в течение года.

Затем оба механика — отец и сын — занялись изобретением и постройкой музыкантши.

В 1774 г. механические люди Дро были выставлены в Париже, где снискали огромный успех — на демонстрацию ежедневно собирались толпы парижан. Это подсказало Пьеру Дро мысль показать их в Испании. Сам он был уже немолод, поэтому осуществить эту поездку предложил сыну. Тот с удовольствием согласился, нисколько не подозревая о несчастьях, подстерегавших его в далёком Мадриде.

Беды начались ещё в дороге. В Марселе беспечный юноша сел на корабль, идущий в Испанию, но неподалеку от испанского берега парусник попал в бурю и потерпел крушение. Часть экипажа и пассажиров утонули. И хотя мастер и его механические существа были спасены, оказалось, что морская вода испортила механизм андроидов настолько, что они не могли более демонстрировать свои способности. Удручённый Анри принялся за починку, работу кропотливую и не менее сложную, чем само изготовление. Мастеру пришлось разобрать все три механических создания до последнего винтика, тщательно очистить детали от ржавчины и заполировать их заново. Только через два месяца механические существа снова ожили, и молодой Дро устроил, наконец, в Мадриде выставку. Но уже через несколько дней после её открытия механик был обвинён инквизицией в колдовстве и арестован. Никакие объяснения, показы и даже разборка механизмов Анри не помогли - его подвергли пыткам, а затем бросили в сырую камеру. Механических людей инквизиторы отобрали и спрятали подальше с глаз.

Проходили годы. Пьер Дро, не получая известий от сына, решил, что он погиб. Лишь по счастливой случайности Анри, всё ещё томившемуся в тюрьме, удалось вырваться на свободу и бежать на родину. Но здесь его постиг новый удар — смерть отца. От всего пережитого Анри Дро тяжело заболел, и через год, в 1791 г., скончался. Талантливому механику исполнилось тогда всего 38 лет.

Поразительно, но судьба механических людей Дро оказалась куда более счастливой, чем участь их создателей. Через два года после бегства Анри из тюрьмы, в Мадрид приехали богатые французские купцы братья Жандр. Узнав, что знаменитые механические люди находятся у отцов-инквизиторов, братья предложили за них крупную сумму и выкупили диковинные игрушки.

Однако пользоваться приобретением им пришлось недолго. Получив деньги, инквизиторы показ механических людей запретили, и они снова попали в сырые подвалы, где пролежали сорок один год. В 1830 г. механических людей выкупили французские механики Мартен и Буркин. Почистив и отреставрировав все три автомата, они более десяти лет возили их по различным городам Европы и показывали за деньги. В 1848 г. во время революции в Праге восставшие рабочие вытащили на улицу несколько ящиков с андроидами, намереваясь употребить их для баррикад.

Однако, узнав, что там находятся ценные автоматы, вернули их обратно в дом. И всё же механические люди были повреждены. С этого времени починить их уже никто не мог, так как прежние хозяева, механики Мартен и Буркен, умерли. Неработающие механизмы стали переходить из рук в руки, пока в 1906 г. не попали в Берлин к талантливому часовщику Фрелиху. Он разобрал автоматы, очистил их от ржавчины, заменил тридцать испорченных деталей, и механизмы ожили. Писец вновь стал писать, рисовальщик — рисовать, а музыкантша, как и прежде, склоняла головку, когда ей говорили комплименты. Из Берлина творения Пьера и Анри Дро вернулись на родину, в Швейцарию, и поступили в музей изящных искусств города Невшаля.

Андроиды Дро были не единственными механическими людьми. В XV столетии немецкий механик Турианус сделал механического барабанщика и игрока на флейте. В XVII в. в Италии демонстрировалась девочка-автомат, которая играла на лютне и в такт двигалась, а окончив танец, кланялась зрителям. Примерно в то же время в Германии, в Нюрнберге, Георг Гарсдерфер создал целый театр маленьких автоматов. Нажимая пальцем на рычажок, мастер приводил фигурки в движение: парикмахер брил, маляр красил, булочник сажал в печь хлеб.

В XVIII столетии венский мастер Фридрих Кнаус изготовил автоматического писца, который, сидя на шаре, писал на листке бумаги, лежавшем перед ним на столе. В том же столетии интересного механического человека создал француз Жан Вокансон. Это был флейтист в рост взрослого человека, исполнявший одиннадцать различных музыкальных пьес. Помимо флейтиста, Вокансон изготовил также механическую утку, которая пила воду, ела зерна, двигала головой, крыльями и крякала. С демонстрацией своих автоматов мастер приехал в Россию, где его постигло несчастье — во время пожара в Нижнем Новгороде механическая утка сгорела.

Механические люди того времени не имели никакого практического значения. Это были всего лишь занимательные игрушки, служившие для забавы и развлечения. И хотя к концу XVIII в. они уже умели делать многое, движущей силой в них были часовые пружины, и, по сути, они представляли собой сложные часовые механизмы особого рода. Истинные автоматы, назначение которых помогать человеку, стали появляться лишь в XIX в., когда началось освоение новых видов энергии - пара и электричества. Первые автоматические механизмы были просты, но с развитием техники они всё более и более совершенствовались, получив в начале XX в. столь привычное название «роботов».

Читайте также:

Поезд «ЕРМАК».
Ветер — не тунеядец
Аэроплан за полтора месяца
Ракета без сопла.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.