Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ВНЕДРЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Опубликовал Сергей 10 января 2011 в рубрике Изобретения.

На разных стадиях внедрения останавливали свой ход двигатели Л.И. Шнейдера, Л.П. Руссина, Ю.Н. Скрипова, Н.Л. Егина, Г.И. Измалкова, десятка других авторов. Почему не пошел в жизнь двигатель Л.П. Руссина?

1981-й г. Мы в телестудии на передаче «Это вы можете». Двигатель с генератором электрических импульсов (на все вместе - метр на полметра) стоит столе.

Изобретатель плавно поворачивает рычажок генератора, и два пневмоцилиндра, медленно покачиваясь, задвигали штоками. Коленвал едва заметно поворачивается и набирает скорость. Вот он уже стремительно вращается, а качающиеся цилиндры со штоками сливаются в марево. Колесо мчащегося паровоза. И вдруг, стоп! Останов на полном ходу! Это Руссин переключил рычажком фазы электронных блоков. Разгон пошел в противоположном направлении, и снова бешено вертящееся колесо с качающимися дышлами. Зрителей поражает мгновенность перемены вращения, плавность набора скорости, послушность электронному мозгу.

Другое замечательное свойство интеллектуального двигателя - постоянство крутящего момента независимо от частоты вращения. У всех двигателей внутреннего сгорания момент падает с ростом чисел оборотов, а у руссинского - нет. Свою первую заявку на двигатель Леонид Петрович подал в 1976 г., но дело с выдачей авторского свидетельства затянулось на восемь лет, еще двадцать прошло после регистрации изобретения. Треть века с момента озарения, а двигателя нет. Почему? Двигатель Руссина нашел бы применение в высокоэнергетических установках, цехах, судах для автоматизации вспомогательных операций. Тем временем, в Мельбурне (Австралия) появился первый коммерческий автомобиль с двигателем на сжатом воздухе. На одной заправке воздухом машина может двигаться целый час, преодолевая расстояние 50 км. Удивителен и многообещающ двигатель москвича Ю.Н. Скрипова четырехцилиндровый, но... двухтактный. На « каждом штоке кривошипно-шатунного механизма установлено по два поршня: верхний поршень в цилиндре камеры сгорания, нижний под ним в цилиндре картера. Полая перегородка Й между цилиндрами служит распределителем газов. В ней расположены самодействующие клапаны, по два на каждый цилиндр, и канал, сообщающийся с камерой сгорания. Удивительно: рабочий ход происходит одновременно со всасыванием воздуха. Когда поршни идут вниз, нижний засасывает воздух через один клапан, чтобы затем при ходе вверх выдавить его через другой в камеру сгорания.

Воздух нагнетается практически непрерывно при движении поршней вверх-вниз. Совмещение тактов работы по схеме двигатель- компрессор повышает КПД и удельную мощность - «почти идеальный двигатель» (Ю.А. Медведев. «Техника - молодежи» № 4, 1997 г.). И что же? Внедрение идет со скрипом и останавливается. Краткая хронология: работающая модель сделана в 1982 г., заявка на патент подана 12 лет спустя: «не мог поверить, что никто не додумался раньше до такой простой идеи»; в 1996 г. получен патент РФ № 2066379, затем в США, Японии и Европе. Тогда же Юрий Николаевич вплотную занялся изготовлением опытных образцов. Заказывал корпусные детали на Балашихинском литейно-механическом заводе, обрабатывал на «Рубине», «Криогенмаше» и собрал-таки рабочие экземпляры. Награды не заставили себя ждать: золотые медали на Международных салонах «Эврика» в Брюсселе, «Архимед» в Москве. Венец - опытный образец на Брянском машиностроительном заводе. Непрерывные командировки, личные расходы. Уже нет средств на поддержание зарубежных патентов, и здоровья тоже нет. Что ждет двигатель Скрипова в будущем? Неужели так и останется опытным образцом, как уходящие вглубь веков самолет Можайского, паровая машина Ползунова, разнозарядная пищаль с нарезным стволом? Там за туманами... миражи отечественного приоритета и мирового признания. Еще один неунывающий энтузиаст - Ю.В.Макаров, маёвец, то есть выходец из среды МАИ. В золотые 70 - 80-е гг. кафедра «Конструкция и проектирование самолетов», где он работал, получала в год 25 - 30 авторских свидетельств, весь МАИ - до 500, а МВТУ им. Н.Э. Баумана, добавлю, - до 650 изобретений в год.

Основные направления изобретений Макарова - авиационные агрегаты, ультралегкие летательные аппараты, экранолеты. Экранолетами Юрий Васильевич занимается с 1973 г. От опытных разработок в студенческих КБ РИИГА, МАИ, МВТУ им. Н.Э. Баумана пришел к опытному образцу АН-2Э (Э - экранолет) на базе надежного АН-2. В стране простаивают три тысячи этих самолетов, и переделка их в двадцатиместные экранолеты сулит огромную выгоду на северных трассах Опытный образец, изготовленный на МАРЗе (Московский авиаремонтный завод), был показан на авиакосмическом салоне МАКС-2003. Разработкой заинтересовался Саратовский авиационный завод и даже подготовил к производству АН-2Э, да инвесторов не нашлось. Финал: экранолет украсил строй сидящих «Аннушек-старушек».

В капиталистическом обществе отсутствует государственная поддержка изобретателей. Плоды их труда отданы на откуп частным фирмам. Нередко фирме не нужно принципиально новое изделие, ей невыгодно переналаживать производство. Она подождет годков, этак, десять, пока физически и морально не устареет оборудование. Еще хуже, если новая, более дешевая и качественная продукция сулит меньшую прибыль, чем выпускаемая. Тогда фирма готова ждать сколь угодно долго, пока не возникает реальная опасность со стороны конкурентов. Она купит патент со всеми ноу-хау, но много не даст, в лучшем случае компенсирует ваши расходы с «маржой» и положит его под сукно.

Итальянцы, японцы, американцы и все прочие скупают чужие патенты, но не торопятся внедрять. Они наращивают творческий потенциал и перспективные разработки - задел на будущее. Патенты очень многого стоят. Достаточно вспомнить, как подчистую вывезли американцы германский патентный фонд после Второй мировой войны, как в те же годы японцы скупали патенты во всем мире. Чтобы выжить в жесткой конкуренции, капиталистическая система ищет свои механизмы внедрения нового. Один из них - венчурные компании.

Венчур от английского слова venture - рисковать. Оно близко к понятию adventure - авантюра. Рисковый капитал появился в середине 50-х гг. прошлого века в США для финансирования зарождающегося полупроводникового производства. В конце 70-х венчурный капитал пришел в Европу.

В России изобретатели, впрочем, как и в других государствах, входивших в социалистическую систему, имеют представление о венчурных компаниях, как о частных лавочках типа финансовых пирамид МММ, «Властилина», «Тибет»: надуют и исчезнут с согласия государства. Доверия нет ни к компаниям, ни, что уже страшно, к государству: не защитит, не вернет, не спасет.

Отдельные преуспевающие изобретатели-бизнесмены, такие, как Э П. Дергачев - президент инновационно-внедренческого предприятия своего имени, или Л.А. Анистратенко, возглавляющий в Калининграде фирму «Гравитон» по производству ленточно- пильного оборудования , организовали свой бизнес на основе кредитов и смогли встать на ноги благодаря огромной потребности в оборудовании вагонов или продуктах лесопиления. Основная же масса изобретателей не способна вести финансовые дела, не имеет капиталистической хватки. Откуда ей взяться, если изобретатель поглощен своим детищем, все свободное время отдает поиску, расчетам, изготовлению моделей и образцов, патентованию. Какие неприятности ждут его на тернистом пути внедрения, покажу на простом примере. Взялся опубликовать, то есть внедрить, давно, более десяти лет, вынашиваемую книгу. Обратился в частное издательство - хорошие люди, закончили лучший технический университет, приятно было с ними работать. Но пока шло редактирование и верстка, издательство разорилось. Дело покатилось уже по личной инициативе. Пришлось выполнять функции редактора и корректора, оплачивать верстальщика и художника. После трех лет мытарств рукопись призрело другое издательство, показался «свет в туннеле». А ведь это в сравнении с новшеством не столь трудоемкое производство.

В Москве, в ее Восточном округе, обещают к 2010 г построить крупный технопарк. На его территории планируется разместить научно-исследовательские и внедренческие организации, наукоемкие и высокотехнологичные производства, выставки и лекционные залы. Журавль в небе. Технопарки, как и венчурные компании, имеют местный характер. Они учат, как прятать ноу-хау - технологические тонкости. Последнее слишком сужает круг внедрения. В техническом же мире все так переплетено, что любое изобретение является многофункциональным. Любой материал, способ производства применимы во множестве отраслей народного хозяйства. Примеров не счесть - целой книги не хватит.

Приведу лишь литье. Этот процесс используется широко в производстве изделий из металла, стекла, камня, воска, древесины (бумага). Новый прием в одном виде литья можно распространять на другие Частник же, улучшив литье металла, утаит своё ноу-хау, хотя применительно к расплавленному стеклу, камню или другому материалу оно принесло бы гораздо больший эффект. Сравните: капиталистическое ноу-хау и социалистический обмен передовым опытом - враги! Отдельно взятый технопарк, о венчурных «К0» не говорим, это не отраслевой и, тем более, не межотраслевой механизм, а узкоспециализированный. Нужна система, государственная политика, какая была в советское время. Зиждилась она на государственной поддержке технического творчества граждан. В 1987 г. Центральный совет профсоюзов, Госкомитет по науке и технике, Госплан, Госснаб, Минфин, Госкомтруд СССР и ЦК ВЛКСМ приняли «Типовое положение о клубах самодеятельного технического творчества» . Согласно «Положению», эти клубы должны были оказывать необходимую помощь, содействовать рассмотрению и квалифицированной оценке всех технических предложений и разработок самодеятельных авторов, изготовлению и испытанию силами промышленных предприятий и организаций образцов оригинальных и эффективных разработок. Исполкомы местных Советов должны были выделить помещения для клубов технического творчества с учетом предложений территориальных советов ВОИР - Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

Финансирование и материально-техническое обеспечение работ было возложено на организации-учредители с участием министерств и ведомств, а также на территориальные органы Госснаба. Были предусмотрены материальные и моральные формы поощрения за активную работу и технические достижения. И дело пошло: в городах и весях, как грибы, росли центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), научно-технической информации, клубы моделирования; но быстро заглохло с распадом СССР и капитализацией производственных отношений. Что значит отдельно взятый технопарк на фоне целенаправленного уничтожения центров НТТМ, как, например, в 2004 г в Самаре? Эту процедуру из-за непомерной арендной платы давно прошли подобные организации во всей стране. Дворцы - богачам, детей - на улицу.

На что могут рассчитывать молодежные центры, если даже межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), центральные конструкторские бюро (ЦКБ) едва сводят концы с концами, целые отрасли разваливаются? Где былой размах перспективных школ в технике, медицине, сельском хозяйстве?

Многие научные центры централизованно создавались под выдающихся ученых, но даже им в плане «пробивания» нового приходилось нелегко. Так, например, Р.Е. Алексееву, автору «русской схемы» подводных крыльев, для того чтобы получить поддержку во внедрении ныне знаменитой «Ракеты», даже пришлось пойти на достаточно авантюрный шаг В 1957 г. во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов он лично привел (без разрешения на то) опытный образец «Ракеты» в Москву-реку к стенам Кремля и продемонстрировал возможности судна на подводных крыльях тогдашнему Первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. После чего проект получил «зеленую улицу» ЦК. Но при «торможении» от Судпрома... А к ГА. Илизарову подлинное признание пришло лишь после того, как он вылечил Валерия Брумеля, олимпийского чемпиона и рекордсмена мира по прыжкам в высоту.

Героическими усилиями земляков держится Шадринская опытная станция. Ее основатель, дважды Герой Социалистического Труда полевод Т.С. Мальцев, создал невиданную в мире систему земледелия, основанную на безотвальной пахоте В 80-х гг. созрели условия для преобразования станции в институт плодородия почв, но в 1992-м новые власти отказали в его строительстве. «Та система земледелия, которую Терентий Семенович оставил нам в наследство, только нас и спасает, - говорит В.Б. Собянин, нынешний директор станции. - Предлагали нам финансирование по полной программе австралийцы, но без права распоряжаться результатами исследований Мы отказались». В Англии такие станции считаются национальным достоянием. У нас нет. И так везде. ГосНИИ исчезли, а с ними и тысячи изобретателей.

Читайте также:

Поезд «ЕРМАК».
НЕ СПИ, СТУДЕНТ...
Броня для водолаза
Самодельный махолет.

Похожие записи:

  1. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ВНЕДРЕНИЕ – ИЗОБРЕТЕНИИ.

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.