Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Последние комментарии

ПОДМОСКОВНЫЙ ДАМАСК.

Опубликовал Сергей 9 января 2011 в рубрике Мир увлечений.

По металлической поверхности змеится рисунок. В нем можно угадать и древнюю арабскую вязь, и горячие волны песков, и светлые барашки прибоя, и туманные разводы штормовой пены... Каждый клинок из Дамаска уникален, это понимают не только знатоки. Рисунок на нем — настоящее произведение кузнечного искусства. Мы в современной кузнице. Повсюду холодно поблескивает металл инструмента и заготовок. От раскрасневшегося в горне кокса начинает идти тепло. «Сейчас здесь будет жарко, —

уверяет кузнец, улыбаясь сквозь усы. — Я вам покажу, как делают наиболее простой — штемпельный Дамаск. Конечно, не с «нуля», а от момента уже сваренного многослойного пакета, иначе пришлось бы провести в кузнице целый день». Игорь Юрьевич Пампуха — кузнец в третьем поколении, член Творческого союза «Гильдия мастеров-оружейников», постоянный участник и дипломант международных выставок — раскрывает нашему журналу секреты русского Дамаска.

В древности высоко ценилась индийская сталь, которую можно было купить в Дамаске, ставшем центром оружейного производства в эпоху Александра Македонского. Однако происхождение стали на дамасском базаре зачастую было трудно выяснить, поэтому называли «Дамаском» практически все приобретенное там оружие

Способ получения дамасской стали, скорей всего, изобрели случайно. Раньше оставшиеся отсечки, обрезки (металл ведь был в дефиците, ничего не выбрасывали) — все вместе собирали и варили сталь для ножей и инструментов. Однажды кто-то увидел, что получается красивый узор, да и качество металла становится заметно лучше, и стали складывать куски специально.

Само железо не обладает достаточной твердостью, она появляется в его сплавах с углеродом и легирующими добавками. В те времена углеродистой стали, как таковой не было, но, в зависимости от руды на молекулярном уровне исходный металл содержал какое-то количество хрома, молибдена или других элементов. В результате ковки сталь получалась лучше или хуже, но содержание углерода все равно оставалось недостаточным. Для улучшения свойств металла слои многократно перекладывали, нагревали на огне, закаливали, благодаря чему сталь приобретала необходимую прочность и твердость.

Сегодня кузнецы работают с готовым металлом. В современных марках сталей содержание углерода и легирующих элементов определено (в толще нашего пакета углерода примерно 0,8%, а также присутствуют молибден, хром и никель, которые дают хорошую структуру) Поэтому нет необходимости в некоторых трудоемких операциях. Но все-таки, если сравнивать старинную технологию и нашу — принцип остался тот же, только материалы разные.

Задача кузнеца — сделать металл таким, чтобы он обладал высокими режущими свойствами — был рабочим материалом. А чтобы он работал — надо правильно отковать, правильно отрезать, правильно закалить, правильно отпустить, правильно заточить. Тут без опыта никак не обойтись!

Чтобы определить качество клинка, надо отдать его в работу, например, целый день резать что-нибудь твердое. А потом его придется точить. В технике заточки тоже свои секреты: можно заточить так, что клинок будет резать волос на лету.

Кинжал или шашка должны всегда быть при мундире Но оружие бывает парадное и боевое. Парадный клинок — напоказ — легкий и красивый, в серебре, золоте и даже бриллиантах. На бой шли совершенно с другим оружием. Боевой клинок обычно тяжелый.

Долгое время существует в народе поверье: ножи дарить — не к добру. Но ведь оружие раньше всегда преподносили в дар, и не только художественное, — «за храбрость и заслуги перед Отечеством», и даже «за вклад в торговлю» — перочинные и складные ножи. Сейчас добрые традиции возрождаются. И ценителей оружия становится все больше и больше. Поэтому, приступая к работе, хочется получить не только клинок с прекрасными режущими свойствами, но и показать всю красоту металла, вложить в него свою фантазию и уменье. Пожалуй, весь секрет дамасской стали — в работе.

Печь (кузнечное горно) и инструменты кузнеца.

1. В пакете примерно 400 слоев — вполне достаточно для того, чтобы получить нож с отличными режущими свойствами. Это последний пакет, собранный из нескольких пластин. В каждой пластине около 50 слоев. Для создания нужной структуры в штемпельном Дамаске накладывают друг на друга разные по твердости стальные полосы в определенном порядке. Для этого используют четыре марки стали. Углеродистая сталь 50А дает черный цвет, сталь 65Г, содержащая марганец, — серый цвет, а сталь ШХ15 — белый. Тонкие полоски из стали СТЗ (ее в пакете не более 10%) служат для связи между пластинами. Прогретый пакет проковывают под легкими ударами молота, растягивают в полосу, делят на несколько равных частей, снова складывают, сваривают и вытягивают

2. Расковка пакета. Он может быть и больше, но тогда сложнее работать.

3. Присыпка бурой снимает оксидную пленку и предохраняет пакет от перегрева. Вместо буры можно использовать песок или битое стекло.

4. Растяжка в полосу под ударами пневматического молота. Затем — нарезка полосы на заготовки. Длина и толщина заготовки зависят от размеров будущего клинка.

5. В пакете нет разницы, где верх, а где низ. Все зависит от того, как проковать. Чем ровнее удается сбить слои, тем лучше. Сейчас это делают с помощью пневматического молота, силу удара которого можно регулировать. Это, конечно, удобнее и ровнее, чем вручную. Раньше для достижения ровности работали бригадами - в двойках, четверках, восьмерках. Была даже отдельная профессия — молотобойцы.

6. Слои в заготовке идут прямо после того, как их обрубили. А нужно сделать так, чтобы они шли по жалу, поэтому носик аккуратно затягивают молотком.

7. Штамповка заготовки под молотом с помощью кузнечного штампа — двух пластин из высоколегированной стали с насеченным рисунком, соединенных между собой пружиной. Нарезка штемпеля определяет рисунок на лезвие, например, скрещенные линии, дают завитки. Сбитые слои сталей разных марок создают свою неповторимую структуру, и чем больше они спутаны, тем лучше режущие свойства клинка. На лезвии образуется микропила, чего нельзя добиться в клинках из обычной стали. Отличия в нарезке можно увидеть на последней стадии, когда клинок уже обработан на наждачном станке, закален и протравлен

8. Оттяжка хвостовика на 50 — 60 мм. Для увеличения длины приваривают мягкую сталь СТЗ, чтобы можно было нарезать резьбу для крепления головки рукояти, ведь на Дамаске из-за его многослойности это сделать трудно. Сварка по высшему классу—и клинок будет служить долгие годы. Далее нужно обязательно выровнять заготовку с помощью рихтовки.

9. Обработка после остывания на наждачном круге. При этом заготовку клинка нельзя перегревать: она не должна синеть или желтеть. Малейшая синева при обработке в дальнейшем приведет к хрупкости клинка. Структуру металла потом уже не восстановить. А после закалки в месте перегрева произойдет отпуск металла — потеря твердости.

10. Один из самых важных этапов — термообработка (закалка и охлаждение в масляной ванне с последующим отпуском). Клинок оставляют чуть толще, поскольку более тонкий поведет при нагреве. Очень важно равномерно прогреть заготовку до температуры 820 — 840 С и выдержать в горне из расчета 1 мин. на 1 мм прогрева. В отличие от обуха, носик и жало тоньше, и металл нагреваться в этих местах будет быстрее. Здесь все зависит от чутья мастера. В результате закалки дамасская сталь приобретает повышенную прочность и твердость (около 60 единиц).

11. После остывания — снятие окалины на круге и шлифовка начисто на крупной наждачной бумаге. А затем — травление в 5 — 7%-ном растворе азотной кислоты. Дальше — подчистка на глаз до проявления рисунка. Разница между тем, глубже травить или нет — только визуальная: ярче, бугристее становится рисунок, сильнее оттеняется. Там, где была набивка, — угадываются переливы и нанесенная решетка.

12. После изготовления клинка приступают к художественному оформлению. Рукояти могут быть из черного дерева, карельской березы, капа, из наборной кожи и других материалов. Клинок затачивают уже после того, как сделана рукоять.

Читайте также:

НОЖ НОВГОРОДСКИЙ.
САМАЯ БОЛЬШАЯ КАРТИНА - «ПОРТРЕТ ВОЛГИ».
РИСТАЛИЩА ФАНТАСТОВ В ИНТЕРНЕТЕ
Выставка раритетных автомобилей

Похожие записи:

  1. НОЖ НОВГОРОДСКИЙ.

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.