Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ МАИ.

Опубликовал Сергей 9 января 2011 в рубрике Мир увлечений.

В Московском авиационном институте с момента его официального основания в 1930 г. было построено более сотни пилотируемых летательных аппаратов различного типа. Это и дирижабль «Комсомольская правда», и самолеты «Сталь-МАИ», «Э-МАИ», «Октябренок», и множество других самолетов и мотопланеров, винтокрылых летательных аппаратов, планеров и дельталетов.

В 1988 — 1990 гг. конверсия «оборонки» обещала большие перспективы разработчикам новой техники. В институте было освоено производство самолетов МАИ-89, спроектированного как ультралегкий самолет-трансформер. На его базе с применением различных комплектующих элементов конструкции можно было собрать шесть летательных аппаратов: одноместный биплан, двухместный биплан, гидросамолет, с/х самолет, одноместный планер и автожир.

Летные испытания МАИ-89 прошел в ЛИИ им. М.М. Громова. Впервые поднял самолет в воздух Л. Лобас. В 1990 г. летчик-испытатель М. Марков установил на МАИ-89 мировой рекорд времени набора высоты 3000 м.

Самолет и его модификации оснащены двигателем Rotax мощностью от 64 до 115 л.с. В полевых условиях МАИ-89 можно установить на лыжи или поплавки. С 1991 г. машина получила новое название — «Авиатика МАИ-890».

В 1992 г. был построен двухместный учебно-тренировочный самолет «Авиатика МАИ-890У» для первоначального обучения и поддержания навыков пилотирования. Самолет прошел полный курс летных испытаний в ведущих испытательных центрах в ЛИИ и ВВС.

В этом же году был построен и совершил первый полет сельскохозяйственный самолет «Авиатика МАИ- 890СХ». Он прошел всесторонние испытания во ВНИИ ПАНХ, после которых в 1993 г. в конструкцию был внесен ряд изменений. Благодаря высококлассной сельскохозяйственной аппаратуре и малой высоте полета (до 1 м), обеспечивается уникальная точность внесения препаратов.

За один сезон самолет «Авиатика МАИ-890СХ» обрабатывает около 20 тыс. га сельхозугодий.

На базе «Авиатики МАИ-890» в 1992 г. был спроектирован и построен одноместный учебный планер МАИ-920. Планер выполнен по схеме высокоплан. Крыло, размах которого увеличен до 10 м, установлено на вертикальной стойке фюзеляжа над кабиной пилота и усилено тросовыми расчалками. Трехколесное шасси заменено на одно подпружиненное тормозное колесо вблизи центра тяжести планера и короткую носовую лыжу с обрезиненным роликом.

Планер «Авиатика-920» предназначен для буксировки самолетами «Авиатика». С появлением планера образовалась «клубная триада», идея которой принадлежит главному конструктору ОСКБС К.М. Жидовецкому. Триада состоит из одноместного самолета, двухместного самолета и тренировочного планера, максимально унифицированных по конструкции, что удешевляет производство и техническое обслуживание.

17 февраля 1993 г. Авиарегистром МАК ОСКБРС МАИ был выдан Сертификат разработчика легких гражданских судов. Таким образом, МАИ стал одним из первых сертифицированных разработчиков легких гражданских самолетов, а «Авиатика МАИ- 890» — третьим сертифицированным самолетом в постперестроечной России после Су-29 и Ил-103.

26 апреля 2002 г. Авиарегистр МАК выдал дополнение к сертификату типа №СТ-176/Д1 на сельскохозяйственный самолет «Авиатика МАИ- 890СХ». Самолет был сертифицирован по нормам JAR-VLA. А в марте 2003 г. был выдан Сертификат соответствия на сельхозоборудование СОН-4, устанавливаемое на этом самолете.

С 1989 г. на РСК «МИГ» было выпущено более 300 самолетов «Авиатика МАИ-890», 220 из которых проданы в 21 страну. За создание серии сверхлегкого самолета различного назначения «Авиатика МАИ-890» коллективам разработчиков и изготовителей в 1999 г. была присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники.

В 1993 г. спроектирован и построен автожир МАИ-89А. Его можно соорудить прямо на аэродроме, установив на фюзеляж МАИ-89 специальную автожирную приставку с несущим ротором. На аппарате установлен двигатель Rotax-582, мощностью 64 л.е., с толкающим воздушным винтом. Для сокращения длины разбега при взлете МАИ-89А имел механизм предварительной раскрутки несущего винта, лопасти которого изготовлены из полимерных материалов на серийном заводе в г. Миассе. Автожир получился удачным, испытывал его заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза В. Г. Гордиенко.

Затем был спроектирован и построен новый легкий многоцелевой одноместный автожир МАИ-205, основное назначение которого — выполнение авиахимработ. Конечно, автожир может использоваться и как многоцелевой летательный аппарат. Используется прыжковый взлет, что по сравнению с МАИ-89А позволяет повысить взлетный вес и улучшает его взлетные характеристики иметь взлетно-посадочную площадку рядом с обрабатываемым участком.

Втулка несущего винта МАИ-205 имеет общий горизонтальный шарнир и подвеску лопастей с помощью торсионов. Несущий винт из композитных материалов диаметром 9,2 м изготовлен на Кумертауском авиапроизводственном предприятии.

На автожире установлен двигатель Rotax-914 мощностью 115 л.с. и использован фюзеляж самолета МАИ- 890. При взлете управление МАИ- 205 от момента нажатия на кнопку «прыжок» до перехода автожира в режим набора высоты осуществляется автоматически, без вмешательства пилота.

21 апреля 2001 г. на Центральном аэродроме в Москве состоялся первый полет легкого автожира МАИ- 205. Испытывал автожир летчик-испытатель В.Г. Гордиенко. Автожир успешно прошел испытания и показал расчетные летные характеристики.

В 1990 г. в ОСКБС МАИ был разработан и изготовлен одноместный спортивный самолет «Авиатка-900 Акробат». Это самолет чемпионатного класса, предназначенный для выполнения современного высшего пилотажа, оснащен двигателем М-14, мощностью 360 л.с. Взлетный вес «Акробата» — 720 кг.

«Акробат» — цельнометаллический моноплан с низко расположенным несущим крылом симметричного профиля с неубирающимся шасси рессорного типа. Конструкция содержит большое количество новых технических решений, позволяющих ему уверенно конкурировать с лучшими акробатическими самолетами мира. Первый полет на опытном самолете 22 февраля 1993 г. совершил в ЛИИ им. Громова летчик-испытатель Л. Лобас.

Главная отличительная черта «Авиатики-900» — значительная тяговооруженность, которая позволяет самолету практически «висеть на винте».

Взлетный вес «Акробата» ниже, чем у Су-26 и Су-31. Литовский спортсмен Ю. Кайрис, купивший этот самолет, многократно завоевывал Гран-при по высшему пилотажу. Практически, благодаря самолету уже несколько лет он не имеет себе равных в акробатическом пилотаже.

В 1994 г. в ОСКБЭС МАИ был спроектирован легкий двухместный многоцелевой самолет с закрытой и отапливаемой кабиной с расположением летчиков в ряд. Самолет, спроектированный с соблюдением международных норм летной годности JAR VLA, получил название «Интерфлай»

МАИ-910. Он оснащен двигателем «Rotax-912» мощностью 80 л.с. с тянущим воздушным винтом.

МАИ-910 — подкосный высокоплан цельнометаллической конструкции с трубчатой хвостовой балкой и с большой площадью остекления кабины. Крылья выполнены быстро складывающимися назад вдоль фюзеляжа. На самолете предусмотрено два типа шасси с носовым колесом или с хвостовой опорой. Во втором случае основные стойки шасси могут перемещаться вперед ближе к узлу крепления подкоса к фюзеляжу.

Складывающиеся после полета крылья обеспечивают возможность гаражного базирования самолета.

Самолет успешно прошел испытания в 1995 г. на Центральном аэродроме и в настоящее время эксплуатируется в ЛИК МАИ.

В 1997 г. был спроектирован специализированный легкий сельскохозяйственный самолет МАИ-215, созданный с учетом 5-летнего опыта эксплуатации сельхозверсии «Авиатики-МИ-890СХ». Это первый самолет класса VLA, специально разрабатываемый для применения новых экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий обработки полей и лесов. Впервые на сельскохозяйственных самолетах подобной размерности осуществлен наддув кабины пилота чистым воздухом для повышения комфорта и безопасности выполнения авиахимработ.

В 1998 г. на международном салоне изобретателей «Эврика» в Брюсселе К.М. Жидовецкий за разработку самолета «МАИ-215» был удостоен серебряной медалью и Дипломом лауреата.

С 1995 г. на кафедре проектирования и конструкции вертолетов МАИ при участии АО «МВЗ им. М.Л. Миля» разрабатывался легкий многоцелевой вертолет Ми-60 МАИ.

Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым рулевым винтом и полозковым шасси. Ми-60 МАИ — первый вертолет в практике отечественного вертолетостроения, проектно-конструкторская документация которого полностью создана с использованием ЭВМ, что позволило в короткий срок проанализировать применение в конструкции вертолета одно- и двух- двигательные силовые установки на базе двигателей Rotax, Teledine, Lycoming, LOM, PZL и ВАЗ. Фюзеляж вертолета фирменно-каркасной металлической конструкции с панелями и капотами, выполненными из композитного материала. Трехместная кабина имеет две двери и большую площадь остекления. Масса конструкции вертолета 1000 кг, взлетная масса 1400 кг, полезная нагрузка 240 кг.

Предполагаемый объем производства вертолета Ми-60 МАИ может составлять 500 и более экземпляров. В этом случае цена вертолета составит 140 — 170 тыс. долл. Многоцелевой вертолет Ми-60 МАИ экспонировался на международном авиасалоне МАКС-2001.

В 2003 г. на факультете самолетостроения в ОМКБ МАИ «Авиакар» был спроектирован двадцатиместный экранолет многоцелевого назначения Ан-2Э.

7 апреля 2004 г. в небо над подмосковным аэродромом Мячково поднялся самолет биплан Б2М «Москит», построенный в стиле ретро. Спортивный двухместный биплан с отечественным двигателем «М-14П» мощностью 360 л.с. был построен в КБ «Авион».

КБ «Авион» было организовано в МАИ в 1992 г. выпускниками и студентами института во главе с активным молодым специалистом А. Шныревым. Усилиями коллектива КБ при тесном взаимодействии с сотрудниками института были реставрированы и возвращены в небо многие самолеты, в том числе известные исторические машины Ли-2, Ил-14М, По- 2, Як-18А, а также Ли-2 для экспозиции на Поклонной горе.

Б2М «Москит» — классический одностоечный биплан металлической конструкции с полотняной обшивкой.

Основной конструкционный материал самолета — алюминиевый сплав Д16АТ (высокопрочная сталь ВНС-2). При конструировании самолета была использована российская система автоматизированного проектирования T-FLEX CAD. Это позволило реализовать преимущества безплазовой увязки форм и размеров самолета, обеспечить высокий уровень взаимозаменяемости его агрегатов и сократить производственный цикл.

Летчик-испытатель И.Х. Каримов, выполнивший первый полет, самолетом был доволен. Он отметил явно пилотажный характер «Москита».

В 2002— 2004 гг. в ОСКБЭС был разработан и на экспериментально- опытном заводе (ЭОЗ) МАИ был построен легкий многоцелевой двухместный самолет МАИ-223 «Китенок».

МАИ-223 «Китенок» имеет модификацию гидросамолета с двумя легкими поплавками.

Он отлично летает и на лыжном шасси.

С 1988 г. в МАИ под научным руководством Ю.А. Рыжова (главный конструктор Ю.Г. Ишков) успешно проводились работы по созданию сверхтяжелого аэростатического летательного аппарата (АЛА) «Термоплан».

К сожалению, планам создания АЛА на Ульяновском авиазаводе не суждено было осуществиться.

Более удачным оказались дирижабли, созданные в НПФ «Аэростатика» МАИ и КБ «Дирижаблестроение», где под руководством А.Н. Кирилина за 15 лет успешной работы был выполнен большой объем научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. В 1994 г. был создан одноместный экспериментальный дирижабль «Аэростатика-01». Он испытывался на аэродроме в Кубинке. В первых пяти полетах «Аэростатику- 01» пилотировал С. Лебедев, затем испытания продолжил В. Селиванов.

Дирижабль «Аэростатика-02» впервые поднялся в воздух в 1995 г. на аэродроме ЛИИ в Жуковском, где на МАКС-95 продемонстрировал свои уникальные возможности. Дирижабль часто летал над Москвой и даже совершил 11 несколько дальних перелет в

Стартовав 12 сентября 2000 г. с воздухоплавательной базы ВВС в г. Вольске «Аэростатика-02» совершил длительный рекордный перелет по маршруту Вольск — Саратов — Волгоград— Ахтубинск протяженностью 650 км за 18 ч.

В НПФ «Аэростатика» построено три и спроектировано шесть дирижаблей.

На основании работ НПФ «Аэростатика» и МАИ ВВС МО РФ в 2001 г. приняли концепцию развития дирижаблей нового поколения в России.

Таково краткое изложение работ по созданию пилотируемых летательных аппаратов в МАИ за последние пятнадцать лет.

Читайте также:

ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ КОРОЛЯ.
ПОДМОСКОВНЫЙ ДАМАСК.
ВАЗ в «пятом океане»
Темная магия клинка


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.