Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

РИСТАЛИЩА ФАНТАСТОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Опубликовал Сергей 16 января 2011 в рубрике Мир увлечений.

Культурным феноменом начала XXI столетия стало широкое распространение литературных сетевых конкурсов. Об интернет-соревнованиях среди писателей- фантастов рассказывает один из организаторов таких состязаний.

ТРАДИЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСОВ

уходит корнями вглубь веков. Из эпоса многих народов, из документальных источников можно почерпнуть сведения о певцах, поэтах, рассказчиках невероятных историй, собиравшихся — как при дворах властителей, так и на рыночных площадях — с единственной целью: выяснить, кто круче всех. Даже в «Сказках тысячи и одной ночи» можно найти своего рода соревнования фантастов: кому удастся рассказать более удивительную историю.

В XIX в. появились первые конкурсы, привязанные к конкретным печатным изданиям, а уж век XX перевел состязания литераторов из сферы экзотики в почти повседневность. Их организаторами становились, как правило, журналы или газеты, судили — специальные коллегии, предусматривались и призы. Как и по каким критериям выносились решения, чаще всего оставалось тайной для участников. Тем не менее, мало кто сомневался в пользе таких конкурсов: кому-то они давали толчок к написанию первого в жизни рассказа, а иных профессионалов, погрязших в рутине, подвигали на создание шедевра. Главное, такие мероприятия оживляли культурную жизнь, привлекали внимание общественности к литературе, ведь нередко начало конкурсов и подведение итогов широко освещалось в газетах, журналах, а затем и на телевидении. Увы, лидировал тут Запад; что же касается фантастов — среди них конкурсы проводились в СССР весьма редко. Все кардинально изменилось в 1990-х, и не только в связи с известными политическими событиями. Главное — к нам пришел Интернет!

Жанр обязывает. Фантасты не только пишут о новом и сверхновом, но и сами пользуются его благами. Достаточно вспомнить, как Мария Семенова, автор нашумевшего «Волкодава», еще на заре компьютеризации российского народонаселения самостоятельно спаяла домашний компьютер и присоединила его к допотопному принтеру. Чего же было ожидать от ее коллег с появлением компьютерных сетей? Разумеется, фантасты были одними из первых, кто воспользовался новыми возможностями. Общение, пересылка рукописей в издательства и друг другу, тестирование новых текстов с помощью пользователей Интернета... Расцвело соавторство. Если ранее соавторами становились, как правило, люди, имеющие возможность сидеть рядышком за одной пишущей машинкой, то теперь ни расстояния, ни государственные границы не препятствовали коллективной работе даже в реальном режиме времени. И наконец, миру явились Интернет-конкурсы.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ СЕТЕВОГО КОНКУРСА? Средства коммуникации, объединяющие компьютеры. Плюс доступ для широких масс пишущего народа. Поэтому сетевые конкурсы не могли возникнуть ни до рождения компьютерных сетей, ни в те времена, когда домашний компьютер являлся дорогостоящей игрушкой для избранных.

Попытки выяснить, где и когда проводился самый первый литературный интернет-конкурс, не привели к успеху. Более ранних «залежей» пока не найдено. Был ложный след — конкурс «Зеленая планета» от 1990 г., но при ближайшем рассмотрении оказалось, что рассказы на него подавались в виде распечаток.

Есть еще сеть ФИДОнет, своеобразный аналог Интернета, бесплатный и медленный. В нашей стране ФИДО на начальном этапе даже опережала по популярности Интернет. Может, там — первый конкурс? Однако ничего древнее так называемого «ОВСА» обнаружить не удалось. Конкурс эхоконференции «ОВЕС-РАСТЕТ» датирован 1997 г. Это было соревнование авторов рассказов, проводилось оно анонимно, задавалась тема, а голосование проходило между участниками.

Хорошо помнится тот период, когда наивные пользователи верили результатам свободного голосования читателей в Интернете. Были такие странички-«голосовалки»: отметь лучшую книгу, самого популярного писателя... Ну как не проголосовать за любимую книжку? А лучше — дважды! Или трижды... Сначала обманывали просто: заходили на сайт повторно и голосовали. И так — много-много раз, за одного и того же, иногда — за себя. Тогда устроители опросов ввели ограничения, применив программы, автоматически определяющие так называемый IP-адрес пользователя Интернета. Адрес запоминался, и, если кто-то заходил с того же «кончика» сети, второй раз проголосовать ему не удавалось. Но знатоки интернет-технологий тут же воспользовались возможностью заходить на сайты через прокси-серверы — такие специальные средства сети, одним из свойств которых является замена IP-адреса пользователя на адрес прокси-сервера. А таким прокси, в том числе и бесплатным, в Интернете несть числа. Для объективности оценки необходимо поименное голосование. Урок был усвоен: конкурсы с голосующими абстрактными читателями сейчас практически не проводятся.

Поворотным оказался 2001 г.: родилась «Рваная грелка» — самый популярный сетевой конкурс фантастического рассказа. Подробнее о нем поговорим ниже, пока же отмечу, что именно с этого момента соревнования среди фантастов вышли на должный уровень, ведь среди конкурсантов оказались ведущие мастера, а общее число участников быстро стало трехзначным.

ПОПЫТАЕМСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЕТЕВЫЕ КОНКУРСЫ. Их деление на местные, с ограниченным правом участия, и «всесоюзные» практически не встречается. «Всесоюзные» сразу же стали «международными», если не «вселенскими». Редки ограничения и по каким-либо иным признакам: национальным, половым или возрастным; они носят специальный характер и подразумевают конкретные награды победителям. Примером могут служить разве что конкурсы молодых дарований.

Встречалось деление по профессиональному признаку. Характерный пример — клон «Рваной грелки», «Минигрелка», где встречались две команды специально приглашенных участников: «Профи» и «Шпаны». Разумеется, во вторую команду набирали не пацанов с улицы, а тех, кто уже отличился в интернет-конкурсах, но еще не мог похвастаться хотя бы парой книжек с собственной фамилией на обложке.

Конкурсы можно поделить на проводимые регулярно и «одноразовые», а также на «призовые» и те, что служат исключительно для развлечения участников.

Есть сугубо «местечковые» конкурсы, их идея лучше всего выражается в названии «Сами с усами» — мол, и мы можем устроить конкурс! Ограничений на участие нет, но о подобных конкурсах узнают лишь «свои» — посетители какого-либо сетевого форума или чата. Близок по идее конкурс «Пасынки грелки» — дать право тем, кого не отобрали в «Минигрелку», написать на ту же тему, что пишут «избранные».

Важные условия конкурса — предельно допустимый размер рассматриваемого текста и количество текстов, принимаемых от одного участника. В былые времена объем рассказов варьировался весьма значительно, но, в конце концов, большинство конкурсов взяло в качестве предельного объема один авторский лист, то есть 40000 символов с учетом пробелов. Это максимальный размер рассказа, который еще готовы взять большинство журналов, публикующих фантастику. Бывают исключения, но редко допустимый объем превышает 2 а.л.

А вот время, предоставляемое участникам на написание их «нетленки», разнится в самых широких пределах. Проводились даже состязания-«однодневки», где автору давались лишь сутки на работу. Известны и конкурсы по итогам творческой деятельности за год. Но стандартные сроки — от трех дней до месяца.

Рассказы могут писаться на конкретную заданную тему, иметь какие-то иные ограничения, либо автору предоставляется полная свобода творчества. Начинали с тематических конкурсов. Так, на первой «Грелке» предлагалось написать рассказ, в тексте которого обязательно должны быть размещены фразы, заданные арбитром. На пятой «Грелке», кроме обязательной темы, в качестве усложняющего задания арбитр конкурса С. Логинов предложил участникам включить в текст акрошифр. Но тема может задаваться и в общем виде. Так, на десятой «Грелке» В. Крапивин сформулировал тему иносказательно. «Опять сообщение: "Черные дыры, черные дыры..." А это Витька стрелял из рогатки. Дополнительное условие: должна быть как-то отражена парадоксальная взаимосвязь космических процессов и явлений с ребячьими забавами».

Типичным усложняющим состязание условием является сужение тематики внутри конкретного жанра конкурсных произведений. Скажем, широко распространены конкурсы фэнтези, как в границах созданных популярными писателями миров, так и без оных. Другой род ограничений — что угодно, кроме... Например — никакой «толкинистики».

Есть конкурсы рассказов, ориентированных на определенную читательскую аудиторию, чаще всего — на детей. На традиционных конкурсах «Сорванная башня» предусмотрены и тема, и обязательное ограничение: героями должны быть дети. Наконец, тема может вовсе не задаваться, зато ограничивается жанр. В качестве примера можно назвать проведенные в 2004 г. Клубом любителей фантастики (КЛФ) при Центральном доме литераторов конкурсы фантастического детектива и научной фантастики, предназначенной для чтения подростками.

Менее распространены конкурсы на «просто лучший рассказ». Пример — так называемые Большие конкурсы КЛФ, на которые любой автор может представить один рассказ — лучший из написанных за год.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СУДЬЯХ И НАГРАДАХ. На сегодняшний день в литературных интернет-соревнованиях применяются две системы судейства: рассказы оценивают либо сами участники, либо специально приглашенные эксперты. На заре Интернета, как уже говорилось выше, допускалась возможность свободного голосования просто читателей. Но «знатоки» прокси быстро заставили отказаться от такого вида судейства...

У каждой из этих систем есть и минусы, и плюсы. Скажем, приглашать судей хлопотно, особенно в тех случаях, когда хочется заполучить профессиональное жюри. Поэтому конкурсы «Рваной грелки» проводились по системе «самоголосования»: каждый участник выделял шесть понравившихся ему рассказов, расставляя их по ранжиру. Объективность оценки с течением времени начала падать: в «Грелках» стали принимать участие все больше авторов, при этом доля профи неуклонно уменьшалась, и, начиная с некоторого критического момента, отбираться стали не лучшие, а понравившиеся «среднему» автору тексты. Так, в финал 10-й «Грелки» не вышел даже рассказ Сергея Лукьяненко.

Ничего более объективного, чем оценка произведений компетентным независимым жюри, пока не придумано. Если учесть, что членами жюри, как, например, на конкурсах КЛФ, являются, наряду с известными писателями и критиками, еще и редакторы журналов кои не только ставят высокие оценки понравившимся текста».- -: и предлагают оные опубликовать. — положение выглядит к идеалу.

Что касается призов, то чаще всего их попросту нет. Каковой факт и фиксируется в правилах конкурса. На втором месте по распространенности — призы в виде книг. Чуть реже — горячительные напитки. И наконец, совсем редко — денежные поощрения и действительно ценные (золото, бриллианты) призы. Кроме конкурсов КЛФ, присуждение ценных призов практикуется сейчас на так называемых «эквадорских конкурсах русской фантастики».

Еще одной формой поощрения, которой особенно алчут начинающие авторы, является договор на публикацию.

Интересна тенденция: все чаще за последнее время призы не вручаются лично победителям, в торжественной, так сказать, обстановке, а высылаются им по почте или передаются их доверенным лицам. Причина проста: на конкурсах побеждают не только жители Москвы и Подмосковья, но и авторы с Урала, из Сибири, и даже граждане других государств, в частности Украины.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫ КОНКУРСЫ ФАНТАСТИКИ под названием «Рваная грелка» (вариант — «48 часов»). Все началось весной 2001 г. на форуме «Нуль-Т», где несколько писателей-фантастов, начав спор о сетевых проектах, неожиданно додумались до проведения конкурса. Идею подал Олег Дивов. Вернее, бросил вызов — помериться крутизной всем присутствовавшим, и профи, и любителям, причем на жестких условиях работы профессионала: «Драться, так драться. Объем — минимум 15000 знаков с пробелами. Сроки написания — двое суток. Тему "вбрасывает" независимый арбитр. А кто не успеет — тот не справился...». Не будучи профи, ваш покорный слуга, к примеру, пришел в ужас: такой объем за двое суток?! Но решил попробовать — в числе 32 других безумцев. В итоге успел набить не 15, а целых 25 тысяч символов и остался доволен: «Оказывается, могу!». Поразительно: один из участников состязания, А. Морозов, прислал аж два рассказа! И с одним из них оказался на 2-м месте. А победил в первой «Грелке» Ю. Бурносов (рассказ «Мессия должен умереть»).

Как проходило соревнование? Тему «вбрасывал», как и задумано, независимый арбитр. Первым в этой должности побывал А. Кубатиев, на последующих конкурсах тему задавали известные мастера фантастики: С. Лукьяненко, Г.Л. Олди, Н. Перумов, В. Михайлов, В. Крапивин и даже Р. Шекли. Технической частью руководил В. Нестеров, сразу подключивший к работе еще несколько товарищей. Система судейства, примененная на первом конкурсе, оставалась практически неизменной в течение пяти последующих лет. Каждый участник должен был прочитать тексты других авторов и выделить шесть лучших рассказов, расположив их по ранжиру. Разумеется, соревнование проходило анонимно (в дальнейшем за разглашение авторства даже снимали с конкурса). За первое место рассказу начислялось 10 очков, за второе — 6, за третье — 4, четвертое — 3, пятое — 2, за шестое — 1 балл.

Уже второй конкурс проводился по облегченным правилам. Вместо 48 часов участникам дали 72 часа. А нижнюю планку опустили до 5000 знаков с пробелами. Конкурс стал общедоступным, количество участников нарастало с каждой новой «Грелкой», присоединялись и профессионалы. Рассказов стало так много, что пришлось проводить соревнование в два тура. Какое-то время сохранялась объективность — на мой субъективный взгляд, разумеется. Так, один из признанных лидеров отечественной фантастики С. Лукьяненко дважды занимал первое место. Не забывайте — выступая анонимно! (К слову. Существует предание, как Л.Н. Толстой, уже будучи всемирно известным автором «Войны и мира» и «Анны Карениной», попытался анонимно опубликовать рассказ — так его нигде не взяли, да еще посоветовали автору учиться у классиков, в частности, прочитать... «Войну и мир»!)

Последние «Грелки» — по 500 с лишним рассказов. Десяток отборочных групп. Тысячи комментариев. Как-то Лукьяненко не пожалел сил и написал отзывы сначала на все рассказы своего полуфинала (около 70), затем — на все тексты, вышедшие в финал. Для кого-то из начинающих такой отзыв стал настоящим подарком.

Конкурсы «Рваная грелка» проводились в течение пяти лет, дважды в год. Итого — 10. В нынешнем году устроители объявили что больше эти состязания устраиваться не будут.

Причина не названа. Вероятно, дело в том, что на последних конкурсах хорошие рассказы не только перестали занимать высокие места, но даже не выходили в финал. Такой вывод мог бы показаться субъективным для одного конкретного текста, но если сравнить уровень мастерства нескольких известных авторов и показанные ими результаты, то устроителей можно понять. Стало очевидно: начатая как соревнование в профессионализме, «Рваная грелка» свой профессионализм в значительной мере утратила.

Но эти пять лет будут вспоминать. Ведь результат налицо: по итогам «Грелок» вышли два сборника рассказов — в твердых обложках, немалым по нынешним временам тиражом в 10 тысяч экземпляров; «Псы любви» и «Гуманный выстрел в голову».

ПОУЧИТЕЛЬНА ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ КЛФ,

в организации которых принимал участие ваш покорный слуга. Клуб любителей фантастики при Центральном доме литераторов появился на свет в 2001 г. Началось все с того, что прозаик Ю. Никитин достиг договоренности с директором ЦДЛ В. Носковым о предоставлении любителям фантастики раз в месяц зала для заседаний. И тут же стали устраиваться конкурсы фантастов.

Первый конкурс КЛФ (октябрь — декабрь 2001 г.), как и положено первому блину, вышел комковатым, с немалым числом огрехов. По примеру других конкурсов, он был тематическим. Тему выдал сам Ю. Никитин: «Напишите на старый сюжет: рыцарь спасает принцессу от злого дракона». Затем чуть задумался и добавил: «А кому не нравится про рыцарей и драконов, пусть напишет, отчего вымерли динозавры». Ну и написали. Пришло время судить. Первым конкурсом РУКОВОДИЛА. Воробьев, председатель КЛФ. К его чести, он не пошел на поводу «грелочных» правил, судейство осуществляла независимая коллегия, при этом каждому из 57 присланных рассказов выставлялась оценка, а победитель (кстати, хоть раз похвастаюсь — им оказался автор этих строк) выявлялся путем суммирования баллов. Лучше не придумаешь. Но жюри первого конкурса было непрофессиональным — судили не писатели, а любители фантастики, лично известные организаторам по общению на форумах.

Второй конкурс (весна 2002-го, арбитр В. Головачев, тема: «Зачем возникла Вселенная?») ознаменовался кардинальным изменением в части набора судейской коллегии. Мною были разосланы письма знакомым писателям, критикам, редакторам журналов. Очень многие согласились помочь — без оплаты труда, как говорили в старину, на общественных началах. Жюри стало профессиональным. Ему пришлось нелегко — на конкурс прислали 72 рассказа, каждый из судей прочитал их все и выставил оценки (была введена и до сих пор применяется 10-бальная система). Адский труд. К тому же стало ясно, что на следующий раз пришлют еще больше рассказов.

Поэтому 3-й конкурс КЛФ (осень 2002, арбитр С. Лукьяненко, тема: «Предположим, что некий маг, Бог, представитель иной цивилизации встречается с героем и сообщает, что человечеству вынесен приговор о бессмысленности существования. Цель: убедить, что человечество должно жить дальше») проводился уже в два этапа. В первом туре судьями являлись сами участники, выставляя оценки чужим рассказам. А профессиональное жюри включалось в работу лишь на втором этапе. Данная схема сохраняется до сих пор.

4-й конкурс был проведен по отработанной схеме. Хорошо? Да. Но надо двигаться вперед! Следующий шаг можно считать революционным: осенний конкурс 2003 г. проводился на «свободную тему», от участников требовалось просто написать хороший фантастический рассказ (допускались жанры фэнтези, мистики, криптоистории и т.д.).

Впервые появились денежные призы: 1000 долларов на троих победителей (делили так: 1-е место — 700, 2-е — 200, 3-е — 100). Конкурс обрел цивилизованный вид, число участников стало трехзначным. По данной схеме провели три осенних конкурса, получивших название «Большая чаша». В первых двух победу одержал С. Челяев. Здорово? Да. Но устроители не остановились на достигнутом. Тема для конкурса — вынужденное зло, но ведь есть и другие способы направить поток писательской активности в определенное русло. Весной 2004 г. был проведен экспериментальный конкурс. Участникам предлагалось написать фантастический детектив. Правила конкурса КЛФ были дополнены уже готовыми пунктами правил соседей из детективного клуба.

Пробовалась и новая форма судейства. На первом этапе вместо «самосуда» все 80 поступивших текстов прочитал арбитр конкурса Ю. Бурносов, исключив откровенно слабые. А дальше, как обычно, за работу взялось квалифицированное жюри. По точно такой же схеме был проведен и конкурс фантастики, предназначенной для чтения детьми и подростками. Мы разделили его на две части: «НФ для подростков» и «Фэнтези, адресованное детям». Жюри набиралось специально: для конкурса научной фантастики привлекли писателей, известных как «научные фантасты» (А. Громов, А. Тюрин), для «фэнтезийного» — спецов по детской фантастике (С. Челяев, Н. Ипатова, С. Садов).

Случались и развлечения. Провели, к примеру, первоапрельский конкурс, когда времени на написание давалось всего 24 часа. На чисто «фэндомную» тему. В течение многих лет выдающиеся мастера жанра, шутки ради, убивали в своих произведениях персонажа по фамилии Семецкий. Начало этой «потехе» положил забавный случай — к С. Лукьяненко подошел незнакомый ему человек и сказал примерно следующее: «Здравствуйте, моя фамилия Семецкий. Вы меня убили в романе. Нет, я не против, чтобы меня убивали...» Но до поры до времени убивать Семецкого позволялось в романах только самым маститым. В 2005 г. с согласия самого Ю.М. Семецкого право на подобное злодеяние было предоставлено всем желающим — но только на одни сутки 1 апреля. Шедевров не получилось, но все остались довольны.

ЧТО ДАЛИ КОНКУРСЫ КЛФ МИРУ? Прежде всего, первоклассные тексты. Высших наград как лучшие произведения года были впоследствии удостоены рассказы, написанные в рамках наших конкурсов: «Хомка» Л. Каганова (премии «Ин- терпресскон», «Золотая улитка» Б. Стругацкого, «Странник»), «Эпос хищника» опять же Л. Каганова («Странник»), «Распылитель Пуховского» Д. Булатникова («Тенета»). Десятки рассказов с конкурсов КЛФ опубликованы в журналах. Многие участвовавшие в них начинающие авторы получили «путевку в жизнь». В самом буквальном смысле слова — ведь среди них есть такие, кто начал с робкого рассказа на КЛФ. а теперь издается массовыми тиражами. Сегодня круг журналов и издательств, задействованных в работе жюри КЛФ, еще шире.

И все это стало возможным благодаря бескорыстной помощи группы писателей, на протяжении многих лет «жюривших» наши конкурсы. Благодарность А. Зоричу, К. Бояндину, П. Верещагину, В. Ильину, А. Корепанову, Д. Володихину, В. Логинову, А. Евтушенко, Ю. Бурносову, Г. Гусакову, Н. Ипатовой, Д. Байкалову. И сотрудникам вышеназванных изданий, благодаря которым немалое число конкурсных произведений впервые увидели свет.

Те, кто не участвовал в конкурсах, даже не подозревают, в чем тут «главный кайф». Нет, не в написании рассказа, не в тревожном ожидании результатов голосования и даже не в получении призов. Самое волнительное действо — это обсуждение конкурсных работ. С замиранием сердца авторы ищут отзывы коллег на свои рассказы, в негодовании строчат ответы, в злобе «кусают» других. Нередко общий вес рецензий на рассказ превышает его собственный размер! А когда твое произведение разбирает признанный мастер жанра? Выше приводился пример с Сергеем Лукьяненко... В своей книге Стивен Кинг вспоминал, как получил первый отзыв от редактора, — это был праздник. А тут произведения начинающих анализирует мэтр!

Участь начинающего литератора стала легче с появлением сетевых конкурсов. Больше демократии в творческой сфере. Растет объективность оценок. Разумеется, это заслуга не только конкурсов. Интернет помогает автору оперативно взаимодействовать с издательствами, ускоряет все допечатные процессы в десятки раз по сравнению с временами всевластия обычной почты. Наконец, каждый может заявить о себе, разместив тексты в сети, — для этого не нужно согласия редакторов.

Нет сомнений: эра сетевых конкурсов только начинается.

Читайте также:

ЗАЛЕЗАЙТЕ В ЭКСПОНАТ.
ВОКРУГ СВЕТА - БЕЗ МОТОРА!
ПАРОВАЯ ПУШКА АРХИМЕДА.
АРХИМЕД БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН «АРХИМЕДОМ»


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.