Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

ГРУППА КРОВИ НА ШЛЕМЕ

Опубликовал Сергей 10 января 2011 в рубрике Спорт.

Наверное, многие любители горных лыж, да и просто туристы, которых занесло в разгар зимнего сезона на какой-либо цивилизованный горнолыжный курорт, видели, а то и сами пробовали испытать себя на небольших, коротких, но достаточно крутых трассах, оборудованных устройствами для определения скорости. Занятие, в общем-то, несолидное, для детишек, но самолюбие тешит. И в кругу друзей можно показать фото с зафиксированной на электронном табло скоростью: 60,70, а то и 80 км/ч — тут уж как повезет. Друзья, вспомнив среднюю скорость перемещения семьи летом на дачу на персональном авто, понимающе похлопают по плечу — мол, ох и крут ты, парень, бесстрашен просто. И мало кто из них вспомнит, что эта детская забава — не что иное, как некое подобие серьезнейшей спортивной дисциплины, которую иногда называют «Формулой I горных лыж» — спидскиинга.

История этих сумасшедших гонок ведет свое начало с 1930 г., когда 200 лыжников и лыжниц (официального деления на горные и беговые лыжи тогда еще не существовало) попробовали выяснить, кто же из них самый быстрый. Рекорд того, уже далекого сезона составил 128 км/ч. Сейчас вряд ли кто вспомнит, на каких лыжах (ну, понятно, что на деревянных) и на какой трассе соревновались спортсмены, однако с тех пор эта лыжная дисциплина выросла фактически в самостоятельный вид профессионального горнолыжного спорта и горнолыжной спортивной индустрии.

Если в массовых горных лыжах стоимость хорошего комплекта «лыжи+крепления» лишь недавно приблизилась вплотную к 1000 евро, а приобрести еще и костюм за такие же деньги могут позволить себе далеко не все любители горных лыж, то стоимость одного только специального комбинезона для спидскиинга колеблется в районе 50000 евро. Так что деньги тут крутятся нешуточные. «Автомобиль!» — сразу заискрит в голове у обывателя. Нет, автомобилю, даже если это Porsche 911, здесь делать нечего: до 200 км/ч лыжник ускоряется менее чем 7 с. Быстрее набирать скорость могут лишь бэйс-джамперы. Но они пользуются лишь высотой и парашютом, а для соревнований по спидскиингу строят специальные трассы.

Что нужно, чтобы человек, стоя на лыжах, промчался со скоростью далеко за 200 км/ч?

Возьмем для примера трассу в известном французском горнолыжном курорте Лез Арк. Ее длина 1740 м, старт находится на высоте 2750 м, финиш — на 2145 м. Крутизна трассы — 76% при перепаде высот 605 м. Собственно для соревнований предназначен нижний, 800-метровый участок, на самых крутых последних 50 м которого и фиксируется скорость. Верхний участок нужен для разгона. Трасса в Лез Арк считается одной из самых скоростных в мире. Как и в любой лыжной дисциплине — в спидскиинге проводится розыгрыш своего Кубка мира, который обычно стартует в конце января. Конечно, без травм тут не обходится, как, собственно, и в любом другом виде спорта. Однако есть в спидскиинге одна неприятная в этом плане особенность: упавший на скорости 200 км/ч спортсмен не только рискует переломать конечности, но еще и получить ожоги — настолько чудовищна сила трения на таких скоростях.

Пилоты спидскиинга применяют специальные лыжи, длина которых 240 см, а вес 15 кг. На ботинки сверху надеваются специальные спойлеры, изготовленные из карбона, наподобие стабилизаторов у самолета. На голову — шлем аэродинамической формы из кевлара, на котором в обязательном порядке, помимо рекламы, пишется группа крови спортсмена. Комбинезон изготавливается из специальных гранулированных материалов, абсолютно не пропускающих воздух. Над созданием экипировки для спидскиинга трудятся люди, в науке не последние — бывшие инженеры НАСА, к примеру. Для того чтобы эта «вторая кожа» правильно сидела на теле спортсмена, нужно провести в ней более часа перед соревнованиями: не должно быть ни единой складочки.

В общем, незавидна участь пилота-горнолыжника: выходя на трассу с полной боевой выкладкой, он становится тяжелее более чем на 20 кг. Гарри Эггер рассказывает, что на скорости за 200 км/ч лыжи вдруг «начинают жить собственной жизнью». В результате падение. «Меня там просто размазало по трассе», — говорит Эггер. Тяжелы оказались не столько травмы, сколько ожоги 3-й степени, которые он два месяца залечивал в больницах. Все лето 1998 г. Гарри вместе со специалистами разрабатывает конструкцию нового аэродинамического шлема. Однако в дело шлем не пошел: мало того, что он никак не мог правильно «сесть» на голову Эггера, так еще после обдува в трубе оказался хуже, чем предыдущая модель.

Несмотря на неудачи, Эггер был на правильном пути. В 1999 г. при помощи своего спонсора компании Red Bull он знакомится с экспертом по аэродинамике гоночной команды «Заубер» Чарлзом Пинцем. Пинц впервые отсканировал все даннье Гарри Эггера — от макушки до пяток — поместил эту информацию в компьютер и подобрал оптимальный материал его комбинезона. Изменения коснулись также шлема, который изготовили из высокотехнологичного кевлара, а также спойлеров. Эггер превратился в человека-ракету. В довершение всего у Гарри появились обтекатели на руках и палках, что сделало его похожим на реактивный истребитель. «Без всего этого оборудования невозможно ехать с высокой скоростью», — говорит Гарри.

Читайте также:

БИОМЕХАНИКА ЧЕТВЕРНОГО САЛЬХОВА
ISPO — ПАРАД СПОРТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.