Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Подводные аппараты.

Опубликовал Сергей 5 мая 2012 в рубрике Техника.

Подводные аппаратыВ 1872 г. американец О. Холстед изготовил подводное судно «Разумный кит», в днище которого был люк для выпуска водолазов. Несмотря на то, что при его испытаниях погибло 39 человек, военно-морской флот США приобрел это диковинное сооружение, однако так и не нашел ему применения. Соотечественник Холстеда С. Лэйк оснастил свои первые подводные суда для водолазных работ: помимо выходных камер, они имели даже колеса для движения по дну. Для начала XX в. конструкция оказалась слишком сложной, несколько субмарин были построены, в том числе - «Осетр» для русского флота.

Вновь об «автобусах для водолазов» вспомнили спустя семь десятилетий, когда начался новый этап освоения Мирового океана - эксплуатация морских нефте- и газопромыслов. Для этого понадобилась особая подводная техника, в частности - средства для доставки водолазов к месту работ. Ими стали миниатюрные подводные лодки, не рассчитанные на большие скорости, но обладавшие завидной маневренностью и глубиной погружения 250 - 400 м. Обычно они разделены на 2 - 3 отсека, командный предоставлен экипажу из 1 - 4 человек, которые пребывают при нормальном давлении и дышат воздухом. В водолазном давление повышается соответственно глубине, водолазы выбираются на грунт через шлюз и люк, а после возвращения проходят декомпрессию. Иногда ее производят после всплытия аппарата, в барокамере судна-базы. Дыхательные смеси водолазы получают по шлангу из аппарата или пользуются автономным снаряжением.

В 1968 г. исследователь из США Э. Линк спроектировал, а компания «Перри оушенграфикс» изготовила аппарат «Дип Даивер» с цилиндрическим прочным корпусом с полусферическими оконечностями, рассчитанным на погружения на 220 - 230 м разделенным на два отсека. В командном была рубка с иллюминаторами по кругу и входным люком - здесь работали два оператора. В 2-местном водолазном были люк в командный и нижний выходной, с шахтой, а также верхний, для приема небольших грузов. В своем помещении водолазы проходили компрессию и декомпрессию. Маневрирование «Дип Дайвер» обеспечивали поворотный кормовой движитель и вертикальное носовое подруливающее устройство. Вне корпуса, в сбрасываемом в аварийной ситуации контейнере, располагалась аккумуляторная батарея емкостью 22 кВт * ч. Запас кислорода и кислородно-гелиевой смеси помещался в баллонах в кормовой части легкого корпуса, а сжатый воздух - в емкостях, прикрепленных к бокам аккумуляторного контейнера.

Западногерманская фирма «Брукер», занимающаяся производством подобной техники, построила и аппарат «Мермайд-IV». В переднем из трех отсеков - командном — находились водитель и оператор, за ним был шлюзовой (объемом 0,9 м3 ) и водолазный (2,3 м3) с шахтой и выходным люком. Вне прочного корпуса, в четырех баллонах емкостью по 50 л, держали сжатый воздух, в десяти таких же - дыхательную смесь и в восьми по 12 л - кислород. Этого, с учетом производительности регенератора, экипажу хватало на 170 ч. Немцы оснастили свой аппарат носовым и кормовым подруливающими устройствами, что позволило обойтись без горизонтальных и вертикальных рулей.

Когда британским конструкторам из компании «Камелл лайд» заказали аппарат для исследований морского дна и обслуживания морских промыслов, те реализовали идею подводного автомобиля, создав экипаж с прямоугольным легким корпусом, прочный же разделили на три отсека. В командном разместили два электродвигателя и управление системой жизнеобеспечения. Электроэнергия могла поступать с поверхности по кабелю либо от бортовых аккумуляторов. В водолазном отсеке имелись пара коек, стол и гальюн, а в корме устроили вертикальный цилиндр с верхним и нижним люками для выпуска водолазов.

Весьма необычно разработчики решили проблемы перемещения аппарата по горизонтали и вертикали. Первую - снабдив его четырьмя крупными, полыми колесами с независимой гидравлической подвеской, приводимыми (ведущие передние) от электродвигателей. Они служили еще и дополнительными балластными цистернами. Перед погружением электролебедкой на дно спускали твердый балласт, а по его тросу - сам аппарат, после чего груз убирали в предназначенное для него гнездо в корпусе. Перед всплытием балласт опускали на дно, и аппарат, потравливая трос, поднимался без продувания балластных цистерн.

Водолазный аппарат «Спрут-1»

Водолазный аппарат «Спрут-1»: длина — 7,725 м, ширина — 2,6 м, высота — 2,96 м, диаметр отсеков — 1,7м, диаметр межотсечного переходного люка — 640 мм, выходного люка водолазного отсека — 700 мм, диаметр носового полусферического иллюминатора — 900 мм, масса аппарата без экипажа — 14,4 т, наибольшая стабилизированная скорость —2,5 узла, автономность по дыхательным средствам — 72 ч (аварийная). Цифрами обозначены: 1 — командный отсек; 2 — его входной люк; 3 — переходный люк между отсеками; 4 — водолазный отсек; 5 — его выходной люк; 6 — маршевый винт; 7 — вспомогательный винт подруливающего устройства для бокового перемещения аппарата; 8 — контейнер для аккумуляторов; 9 — баллоны с дыхательными газовыми смесями, кислородом и сжатым воздухом; 10 — манипуляторы; 11 — гидравлический захват манипуляторов; 12 — выдвижные опоры

Аппарат аналогичного назначения «Спрут-1», рассчитанный на погружение до 300 м, создали для специального комплекса «Спрут» во французской компании КОМЭКС, организованной в 1961 г. А. Деловом. Она занимается проблемами глубоководных погружений и соответствующей техникой. В 70-е гг. СССР приобрел ее оборудование для морских промыслов на Баренцевом, Охотском и Каспийском морях. В его испытаниях и некоторых экспериментах участвовали нынешние сотрудники Института медико-биологических проблем В.В. Смолин и Г.М. Соколов. Так, в 1982 г. со «Спрута», оснащенного комплексом КОМЭКС, произвели спуски водолазов на 245, а в 1985 г. - и на 305 м. Научно-методическое руководство экспериментом осуществлял В.В. Смолин, а программой Минздрава - его коллега, доктор медицинских наук Б.Н. Павлов. Так вот, «Спрут-1» состоит из трех основных частей. В прочном корпусе располагаются экипаж, водолазы, органы управления, контрольно-измерительная аппаратура. Он разделен на два отсека. В одном - ходовая рубка с шестью боковыми иллюминаторами, носовым, диаметром 900 мм, и входным люком шириной 600 мм, средства навигации, связи, подводное телевидение, пульт составления дыхательных смесей, средства управления компрессией и декомпрессией. В водолазном отсеке находится люк наружу диаметром 700 мм с гидравлическим приводом и медицинский шлюз.

В нижней части «Спрута-1», снаружи, крепятся два горизонтальных контейнера с аккумуляторами, питающими электромоторы гидронасосов, а внутри 14 баллонов емкостью по 50 л с дыхательными смесями, 10 по 40 л с кислородом и электродвигателями насосов — гидравлических движителей, теплового, подачи холодной и горячей воды. Под корпусом расположены опоры для посадки аппарата на дно и впереди манипуляторы. В верхней части смонтированы 2 носовые балластные цистерны емкостью по 366 л и столько же кормовых - по 143 л, и уравнительная. Последняя, объемом 240 л, служит для точной регулировки положения аппарата, обеспечения его устойчивости и возмещения веса вышедших на работу водолазов. Последние облачены в снаряжение ЛВС с полузамкнутой системой дыхания и водообогреваемым гидрокомбинезоном. Дифферентная цистерна предназначена для компенсации веса того, что захватил манипулятор. В верхней части аппарата находится сбрасываемый при необходимости твердый балласт весом 400 кг и рым для спуска и подъема.

Кроме маршевого двигателя, «Спрут - 1» получил носовое подруливающее устройство, два поглотителя углекислоты и по столько же стационарных и переносных приборов для срочного анализа газовой среды в отсеках.

Итак, подводные «маршрутки» счастливо сочетают свойства обитаемых морских домов для акванавтов-исследователей, сугубо рабочих водолазных колоколов и, при необходимости, аварийно-спасательных средств.

Подводный аппарат "Deep Diver"

На рисунке водолазного подводного аппарата «Дип Дайвер» (длина — 7,1 м, масса — 8,5 т) цифрами обозначены: 1 — командный отсек; 2 — антенна; 3 — входной люк; 4 — рубка; 5 — балластная цистерна; 6 — переходный люк; 7 — подъемный рым; 8 — внутренний выходной люк; 9 — шлюз водолазного отсека; 10 — компасное отделение; 11 — водолазный отсек; 12 — приемник-излучатель подводного телефона; 13 — баллоны с кислородом и дыхательными газовыми смесями; 14 — поворотный кормовой движитель; 15 — кормовой вертикальный движитель; 16 — крышка выходного наружного люка для водолазов; 17 — контейнер для аккумуляторов; 18 — баллоны с воздухом; 19 — горизонтальный руль; 20 — светильник; 21 — носовое подруливающее устройство

«Подводный автомобиль» фирмы «Камелл лайд»

«Подводный автомобиль» фирмы «Камелл лайд». Цифрами обозначены: 1 — гидролокатор; 2 — узел подвески;, 3 — колесо; 4 — командный отсек; 5 — лебедка; 6 — водолазный отсек

Читайте также:

Поезд «ЕРМАК».
ТАНК-ПАРОВОЗЫ
Выставка раритетных автомобилей
Броня для водолаза

Похожие записи:

  1. ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ МАИ.
  2. История водолазного колокола
  3. Операция «Эдинбург».

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.