Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

МВСВ: выставка военной техники.

Опубликовал Сергей 1 января 2011 в рубрике Военная техника.

МВСВВойна — страшное, противоестественное явление. Но, к сожалению, она НИКОГДА не прекращается добровольным односторонним разоружением. Поэтому безопасность, само физическое существование страны, ещё очень долго будет определяться уровнем создаваемого в ней вооружения. Или того, которое страна в состоянии купить.

В ушедшем XX в. нашей стране пришлось научиться делать ВСЕ виды вооружений и военной техники, и, по меньшей мере, — не хуже всего остального мира. Что потребовало немалых усилий и затрат.

Военная промышленность стала существенной частью хозяйственного механизма, но как оказалось — СЛИШКОМ существенной. Государство, которое строится у нас последние полтора десятилетия, не очень представляет, что делать с этим наследством. Хорошо, хотя бы, что ему — новому государству — стало жаль «оборонку» терять! А одним из средств сохранения и развития оборонной промышленности являются выставки.

Называть МВСВ-2006 первой — всё-таки, не совсем правильно. Посвященные хорошо знают, что в советские времена в Москве, недалеко от железнодорожной станции Сетунь, постоянно работала «закрытая ВДНХ», где демонстрировалась продукция «девятки» — девяти Министерств оборонного комплекса. Оружия там было немного, основное внимание уделялось как раз технологиям его производства. Кстати, многие экспонаты той выставки начала 80-х не потерялись бы и на сегодняшних международных экспозициях... Не только стрелковое оружие представляют участники регулярных — ежегодных — выставок «Интерполитех», не только самолётами знаменит МАКС. Кроме того, страна наша велика, и далеко не всё в ней происходит в Москве — за звание главной оружейной выставки небезуспешно боролись регулярные форумы в Омске и Нижнем Тагиле...

Однако же торговля военной техникой на мировом рынке (а расчёт, конечно, на инозаказчика) — дело особое, неизбежно требующее учёта политических интересов страны, а значит, — централизации. Поэтому на самом высоком уровне было решено сосредоточить выставочные площадки «оборонки» поближе к столице. И теперь сформирована единая система выставок: Международный Авиа-Космический салон в подмосковном Жуковском, Международный Военно-морской салон в Санкт-Петербурге (Москва, конечно, — порт пяти морей, но всё-таки морская столица страны — на Неве) и, наконец, — Международная выставка продукции военного назначения Сухопутных войск.

ОСНОВА ОГНЕВОЙ МОЩИ.

Любая военная выставка — это, прежде всего, оружие. На дворе — век XXI, и основная ударная сила — управляемые снаряды, т.е. ракеты. Тактические, противотанковые, зенитные. Ну и неуправляемые, системы залпового огня.

Коломенские тактические «Искандеры» и большинство зенитных «изделий» были представлены макетами — их размеры определяются требуемой дальностью и сокращаться не торопятся. А вот противотанковые комплексы той же Коломны и Тулы выставлялись во всей красе. Другое дело, что разработки эти довольно старые: даже новейшие «Хризантемы» появились уже десятилетие назад...

МВСВ

Мало утешает то, что давние конструкции и сегодня не только вполне конкурентно способны, но и имеют неплохой модернизационный потенциал — новые прицельные устройства, новое топливо, новые взрыватели, новые боевые части дают вторую жизнь даже заслуженным «Малюткам»! Только один момент: даже лучшим отечественным ПТУРам приходится проламывать наиболее мощную — лобовую — броню танков противника, ну в лучшем случае — борт. А ведь известно направление качественного рывка — поражение танков в крышу, по навесной траектории! Мало того: известны, в нашей стране в 1990-х гг. созданы научные основы для соответствующих систем наведения, реализующих столь милый заказчикам принцип «выстрелил и забыл»!.. И нас не должно утешать то обстоятельство, что таких комплексов пока нет у потенциального противника — это только ПОКА...

БОГ ВОЙНЫ. И всё-таки ракеты не всемогущи (а зачастую дороги). И когда кончается относительно небольшой запас управляемых высокоточных снарядов, в дело привычно вступает «бог войны» — ствольная артиллерия.

МВСВ

С давних пор создатели самых разных видов техники в нашей стране стремились сделать самое-самое. Уж если пушки — то с самой большой дульной энергией, самой большой дальностью, самым тяжёлым снарядом, да чтобы пробивать самую толстую броню... А зачем? Зачем стрелять на десятки километров, если корректировать огонь можно только авиацией, а с ней ещё надо наладить взаимодействие? Зачем разгонять снаряд до четырех скоростей звука, если лететь ему несколько сотен метров, а пушка при этом получается тяжелее раз в 5-6? А толщина пробиваемой брони определяется конструкцией кумулятивного снаряда, у которого при большой скорости соударения ухудшаются условия образования кумулятивной воронки, т.е. эффективность падает...

МВСВ

Когда-то необходимость доставлять увесистые снаряды на голову недалёкому противнику вызвала к жизни миномёт. Вещь хорошая, но не идеальная. Близкое к идеальному нашли перед Второй мировой немцы, создавшие «пехотное орудие» — некий гибрид гаубицы и миномёта.

Следующим шагом стали советские артсистемы семейства «Нона», созданные под руководством А.Г. Новожилова в середине 1970-х гг.: в одном стволе удалось совместить миномет, гаубицу, пушку — и пусковую установку. Однако в Советской армии самоходные «Ноны-С» шли прежде всего в Воздушно-десантные войска (хотя буксируемый колёсный вариант и был сделан).

Опыт последних полутора десятилетий показал острую необходимость именно таких систем, сочетающих огромную разрушительную силу и универсальность с предельной компактностью и мобильностью.

МВСВ

А линию самоходной «Ноны» развивает «Вена». При сохранении калибра удлинился ствол, шасси — БМП-3, можно использовать 14 типов зарубежных машин, но главное — комплекс управления стрельбой. Он включает лазерный дальномер-целеуказатель (позволяет применят в управляемые снаряды «Китолов»), прибор ночного видения, автоматизированный прицельный комплекс, систему топопривязки (не спутниковую!), и, наконец, — бортовую ЭВМ.

В ПЕРВОЙ ЛИНИИ.

Но, конечно, самая заметная часть сухопутных вооружений — боевые машины. Танков, правда, — за исключением экспонатов музея в Кубинке — на выставке не было. Не было «живьём» и самой интересной и спорной новинки отечественной «оборонки» — БМПТ, боевой машины поддержки танков. Но в виде макета и проспектов она присутствовала.

МВСВ

ВЫСТАВКИ

Диалектика: когда-то танк появился, прежде всего, как мобильная и защищённая пулемётная точка. Однако к середине прошлого века пушка стала не только главным, но и почти единственным оружием танка, число пулемётов сократилось до 1-2, решавших задачи самообороны, и не очень удобных в применении. С появившейся примерно в это же время « танкоопасной пехотой», оснащённой гранатомётами и ПТУРами, должен был бороться либо вал огневого поражения (в т.ч. ядерного), либо — если первое почему-то оказывалось невозможным — своя пехота, которую хорошо бы, всё-таки, прикрыть бронёй. И появились БМП. И последний (на сегодня) шаг: стрельба из БМП из личного оружия десанта тем не эффективнее, чем лучше БМП защищена, значит, его — оружие — надо ставить на машину стационарно, стрелок-пехотинец превращается в оператора... Получается новая боевая машина, а у БМП остаётся своя область применения.

МВСВ

Это теория, а на практике всё началось с приятно удивившей создателей и заказчиков эффективности ЗСУ-2Э-4 «Шилка» в борьбе с наземным противником. В деле сопровождения колонн и борьбы с засадами «шилки» вошли в многочисленные легенды от афганских гор до африканских джунглей. Но были у прекрасных машин и неустранимые недостатки — недостаточная огневая мощь и всего лишь противоосколочная броня. Для целей ПВО развитием стала ракетно-пушечная «Тунгуска», а для борьбы с наземным противником — БМПТ!

Необходимость высокозащищённой машины, способной одновременно поражать несколько разных, не очень сильно защищенных целей, сомнений сегодня уже не вызывает. Вопросы вызывает выбранный для пашей БМПТ комплекс вооружения. Сейчас это строенная установка двух 30-мм автоматических пушек и 7,62-мм пулемёта, с которыми совмещены четыре ПТУР, и два отдельных 30-мм автоматических гранатомёта.

МВСВ

Буксируемое артиллерийское орудие 2Б16 «Нона-К». Калибр — 120мм, углы вертикального наведения —10°—+80°, масса —1,2 т, расчёт — 5 чел., дальность стрельбы — 500—12000 м, скорострельность — В выстр/мин, наибольшая длина — 5,9 м, высота в боевом положении —до 3,99 м.

МВСВ

Самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена». Масса боевого отделения—до 7,0 г, машины на шасси БМП-3 —19,1 т, калибр —120 мм, углы вертикального наведения —10° — +80°, дальность стрельбы — 450—13000 м, скорострельность — 8—10 выстр/мин, боезапас — 70 выстрелов, экипаж — 4 чел.

МВСВ

Боевая машина поддержки танков БМПТ. Масса — 47 т; вооружение: 2 х 30-мм пушки 2А42 (850 выстрелов), 1 х 7,62-мм пулемёт ПКТМ (2000 выстрелов), 2 х 30-мм автоматических гранатомёта АГ-17Д (600 выстрелов), 4 х ПТУР «Штурм-СМэкипаж — 5 чел.; двигатель — дизель В92С2 х 736 кВт; скорость — 65 км/ч; запас хода — 550 км.

Т.е. работать можно одновременно по трем целям, но большая часть огня при этом сосредоточена на одной из них. ВОТ ЭТО, а не применяемый калибр, вызывает наибольшие сомнения. Может быть, имело смысл разнести пушки и ракеты? Правда, вопрос — удалось бы всё это разместить, как сейчас, в обычном танковом бронекорпусе?

МВСВ

БМП боевые машины пехоты — тоже стали в последнее время предметом острой дискуссии, правда, несколько односторонней: «ломают копья» эксперты, к созданию боевой техники не всегда имеющие отношение, а заказчики и разработчики отмалчиваются. Пока последние предлагают широкую гамму вариантов модернизации БМП-2 (их много во всём мире) и БМП-3 (которая тоже потихоньку стареет). В старые бронекорпуса ставятся новые двигатели, заменяются на более современные агрегаты трансмиссии, более или менее радикально заменяется вооружение — от обновления прицелов до установки новых боевых модулей. Однако в экспозиции рядом с БМП достойное место занимали машины уже очень давно известные, нос «новыми деталями».

Артиллерийскому тягачу МТ-ЛБ уже 40 лет. Он в немалых количествах производился (и по-прежнему производится) в трёх странах, а уж применяется вообще во всём мире. В исходном и несколько изменённом виде он стал основой для носителей ПТУР и ЗРК, самоходных артустановок, радиолокационных комплексов, машин управления. Два типа БМП на базе МТ-ЛБ выпускались в Болгарии, одна готовится к производству в Украине. Наконец, ещё в СССР многоцелевыми тягачами стали заменять БМП и БТРы в мотострелковых полках, расквартированных в сильно болотистых местностях (Ленинградская обл., Приамурье).

Но 40-летняя машина нуждается в усовершенствовании. Во-первых, заменяются агрегаты трансмиссии (они просто устарели), ставится более мощный двигатель. А во-вторых, вместо крохотной башенки с 7,62-мм пулемётом исходного МТ- ЛБ на модернизируемые машины устанавливаются боевые модули с вынесенным размещением крупнокалиберных пулемётов, 30-мм пушек, ПТУРов, автоматических гранатомётов. Соответствующими доработками занимается Муромский тепловозный завод (кстати, он-то и делал и делает легкие башни — боевые модули для колёсных БТРов).

В результате получается та же БМП, сравнимая по огневой мощи, лучшая по проходимости, почти вдвое легче и существенно дешевле — особенно если учесть, что большая часть машин не делается заново, а переоборудуется в ходе ремонта. Правда, надо чётко понимать, что эта экономия — за счёт защищённости, и броня такой «БМП» соответствует, скорее, бронетранспортёру, что, конечно, ограничивает область возможного применения. С другой стороны, сейчас наиболее вероятны как раз ТАКИЕ войны...

БТР-90. Длина — 8,5м, ширина—3,06м, высота—3,05м, масса—22,0т, вместимость — 3+7 чел., двигатель —дизель х 375 кВт, скорость (на плаву) —100 (9) км/ч, запас хода — 800 км, вооружение: 30-мм пушка 2А42 (500 выстрелов), 7,62-мм пулемёт ПКТМ (2000 выстрелов), 4 ПТУР «Конкурс-М», автоматический гранатомёт АГ-17 (400 выстрелов). Вооружение десанта; возможна установка боевого модуля «Бахча» со 100-мм орудием — пусковой 30-мм автоматической пушкой

Один из вариантов модернизации МТ-ЛБМ (6БМ). Масса —11,95 т, длина—6,509 м, ширина—2,865 м, высота—2,63 м, дорожный просвет—0,4 м, двигатель—ЯМЗ 238БЛ х 228 кВт, скорость—66 (на плаву—5—6) км/ч, вооружение—30-мм пушка ГШ-ЗОК, 12,7-мм пулемёт «Корд-, 30-мм автоматический гранатомёт АГ-30, экипаж—10 чел.

Новинки КамАЗа, слева — «.Бархан»(длина — 6,74 м, ширина—2,5 м, высота — 2,74 м, масса — 9,0 т, вместимость —12 чел., двигатель — КамАЗ-740.31 240 х 176 кВт, скорость — 120 км/ч), справа — «Выстрел» (длина — 6,82, высота — 2,24 м, масса —12,0 т, вместимость — 2+8 чел., двигатель — КамАЗ-740.11 240 х 176 кВт, скорость — 90 км/ч, глубина преодолеваемого брода —1,75 м)

«ДРУГОЙ» АВТОПРОМ.

...По мере осмотра складывалось твёрдое впечатление, что в нашей стране ДВЕ автомобильных промышленности: одна — та, продукцию которой мы видим на улицах (чем дальше, тем меньше), и над которой уже даже не смеёмся, и другая, изделия которой в городах как раз появляются редко, и над продукцией которой не смеётся никто, а любой ценой старается заполучить оную, послушно записываясь на годы вперёд.

Продукция Камского автозавода штурмует подъемы в 20° (дальний) и 35° (ближний)

Бронированный «Урал»-6320. Масса с грузом — 21,4 т, грузоподъёмность — 10 т, длина — 9,55 м, ширина — 2,55 м, высота — 3,0 м, дорожный просвет — 0,4 м, двигатель — ЯМЗ-7511-10 х 294 кВт, запас хода —1000 км, глубина преодолеваемого брода — 1,75 м

Так конструкторы Ульяновского автозавода представляют себе перспективный джип с панельно-модульным кузовом

УАЗ-2970: за невзрачной внешностью скрыто будущее

«Комбате» нет ни одной отечественной детали... Но — красив!

Да, легковые автомобили — ire лучшая часть выпускаемого в России. Зато автомобили армейские — совсем наоборот. Среди последних немало таких, что просто не имеют зарубежных аналогов, даже если толчком к их созданию послужили разработки потенциального противника. И достижения автостроителей Набережных Челнов, Миасса, Ульяновска и Нижнего Новгорода во всей красе предстали перед посетителями, добравшимися в последний день работы выставки до трассы 21-го НИИ Министерства обороны в подмосковных Бронницах.

Маленькое отступление. В день перед показом в Москве и окрестностях шёл сильный дождь. Не прекращался он и утром. В результате, и без того предельные препятствия испытательной трассы 21-го НИИ превратились в запредельные — преодоление некоторых из них было оставлено на усмотрение испытателей (и при этом большая часть показанных машин взяла 35° подъём!). Но большинство зрителей не знали, что приходить туда надо в сапогах...

Главное, что увидели на полигоне (а часть автомобилей была и в основной экспозиции на ВВЦ) — сокращение типажа автомобилей. Практически все перевозки в тактическом эшелоне поручаются «Уралам» (семейство машин под общим названием «Мотовоз»), в оперативно-тактическом — КамАЗам (модельный ряд «Мустанг»), Каждое предприятие предлагает семейство машин разной грузоподъёмности, но унифицированных по всему, что можно — элементам рамы, кабинам и капотам, агрегатам трансмиссии, двигателям... Соль идеи в том, чтобы предельно упростить и удешевить снабжение войск запасными частями, соответственно, упростив и удешевив техническое обслуживание.

Кстати, КамАЗы — за одним исключением — имеют вагонную компоновку с кабиной над двигателем, «Уралы» же — опять-таки, за одним исключением — капотную. Почему? Причин несколько, но едва ли не на первом месте — забота о безопасности водителей! Дело в том, что автомобилям тактического звена нередко приходится передвигаться по грунтовым дорогам, по ночам, в условиях светомаскировки. И, конечно, — в колоннах. Практика показала, что в этих условиях практически неизбежны наезды на впереди идущие машины, при которых вероятность выживания шоферов ЗА массивным двигателем гораздо выше, чем НАД ним...

Лёгкие машины представили ГАЗ и УАЗ. Ульяновские джипы не очень устраивают военных, и их нишу стремятся занять и ГАЗ, и С.-Петербургское КБ «Кайман», а теперь уже и КамАЗ (об этом дальше). А на выставке всеобщее внимание привлекли два пока ещё не автомобиля — концепта.

Обычный — на первый взгляд — джип. Только какой-то гранёный, больно уж плоские и как бы рубленые панели кузова. А в них-то, в панелях, и вся суть — ульяновцы экспериментируют с модульно-панельным кузовом! Прежде всего, такое техническое решение позволяет менять уровень защищённости автомобиля — панели с бронёй разной толщины унифицированы по посадочным местам, а агрегаты изначально рассчитаны на самый тяжелый «панцирь». Конечно, подвижность наиболее защищённых версий пострадает, но тут уж выбирайте... Плюс возможность менять компоновку кузова (хотите — обычный, хотите — пикап с платформой под оружие) и предельно высокая ремонтопригодность (заменил или просто скинул повреждённую панель и поехал дальше).

Глядя на УАЗ-2970, гости выставки морщились (дизайн, действительно, подкачал) — но только до того момента, пока не понимали, что перед ними — внедорожник с электротрансмиссией! Двигатель — обычный, но вместо коробки передач — генератор, а вместо раздаточных коробок на мостах — электродвигатели.

О достоинствах электротрасмиссии известно давно, правда, и о недостатках — тоже. Однако по мере общего технического прогресса недостатки (прежде всего, большой вес и ограничения агрегатной мощности) сглаживаются, достоинства же появляются всё новые. Например, помимо запитывания ходовых моторов, электростанция УАЗа- 2970 заряжает ещё аккумуляторную батарею, которая — при необходимости — позволяет с выключенным ДВС (т.е. практически бесшумно) 30 км подкрадываться к противнику (или, скажем, проезжать спальные районы города).

Совершенно очевидно, что в дальнейшем генератор с ДВС можно заменить другим источником электроэнергии (топливными элементами или ёмкими аккумуляторами), получив уже чистый электромобиль. Пока же важно отработать агрегаты, некоторых из которых в стране просто нет. Например, почему электродвигателей по одному на мост, а не используются моторколёса? А просто-напросто в стране нет электродвигателей с требуемыми характеристиками, которые можно уместить в колесо джипа...

Ещё в середине 1980-х гг. возникла концепция нового армейского автомобиля: побольше джипа, но меньше основных грузовиков, с предельно возможной проходимостью и возможностью установки коллективного оружия (крупнокалиберный пулемёт. ПТРК, миномёт, ЗУ...). В США таким автомобилем стал известный HUMMER, в нашей же стране после нескольких опытных образцов НАМИ появился ГАЭ-3937 «Водник».

При его создании использовались агрегаты (включая колёса) от БТР- 70, двигатель — от готовившегося тогда к производству горьковского грузовика для сельского хозяйства. Нижняя часть корпуса представляла собой бронированное герметичное «корыто» (на испытаниях «Водник» успешно плавал в Белом море). Сменная верхняя часть кузова так же могла бронироваться.

Достаточно массивный двигатель разместили впереди справа, слева от него, друг за другом, сидят водитель и один из пассажиров (например, командир подразделения). Потом появился несколько удлинённый ГАЗ-39371, у которого выкроили место и справа от водителя. На задней же площадке мог стоять либо закрытый модуль на восемь человек, либо что поместится (вплоть до полевой кухни).

Первые «Водники» с исходным мотором и бронированным модулем с башней от колёсного БТРа поступили в середине 1990-х в подразделения ФСБ, действующие в Чечне. Там они, несмотря на многократно выработанный ресурс, «бегают» и поныне. А вот продолжение истории печальное.

Двигатель тот был воздушного охлаждения, в силу чего стандарту «Евро-2» (ограничивающему содержание в выхлопе углеводородов, оксидов углерода и азота) не соответствовал, и до него не доводился, как говорят, принципиально. Выпуск его был прекращён, и чёрт бы с сельским хозяйством, но на «Воднике»-то его тоже нужно было заменять! Договорились, что завод по выпуску силового агрегата требуемого типоразмера на ГАЗе построят итальянцы. Дабы освободить им место для стройки, ликвидировали часть своего двигательного производства... После чего итальянский завод в Нижнем почему-то так и не появился. В результате сегодня ГАЭ-3937 строится штучными партиями с импортными моторами, а отечественный агрегат требуемых мощности, массы и габаритов пока проходит стендовые испытания...

КамАЗовский «Бархан» — машина похожего назначения, но совершенно другого класса. Идея поставить «легковой» кузов на грузовое шасси, да ещё повышенной проходимости, не нова — можно вспомнить, что уже у первого советского грузовика АМО-Ф-15 была такая модификация.

Теперь в качестве базы взят один из «Мустангов», «близкий родственник» раллийного КамАЗа, многократного победителя «Париж— Дакар». Компоновка, конечно, капотная — во-первых, упомянутое требование по безопасности, а во- вторых, — не опрокидывать же 12-местную кабину как 3-местную?

Кстати, кабина крепится к раме через амортизирующие подушки, а сиденья, кроме прочего, снабжены регулировкой жёсткости по весу сидящего. Несколько отопителей обеспечивают не только комфорт в салоне, но и постоянный подогрев топливного бака, что позволяет работать зимой на более дешёвом «летнем» топливе. 30" подъём «Бархан» преодолевает, но на всякий случай имеется лебёдка с усилием 14 т (при полной массе машины 9 т).

К сожалению, «Бархан» пока — только инициативная разработка, не очень доведённая, судя по ее поведению на бронницком полигоне... И вопрос, получат ли ее отечественные силовые структуры, тоже пока открытый — «игрушка» большая и дорогая. Зато в серии другая новинка КамАЗа, созданная в содружестве с МГТУ им. Баумана — боевая патрульная машина КамАЗ- 43296 «Выстрел».

Необходимость в такой машине выявилась по мере разрастания вооруженных конфликтов, резко отличающихся от большой войны на Европейском ТВД под которую проектировались отечественные бронетранспортёры. Непременные требования плавучести, проходимости по слабым грунтам, всё большей огневой мощи, вели к росту размеров, высоконагруженным (а значит, — дорогим и малоресурсным) агрегатам, да и покидание наших БТРов нельзя считать очень удобным... Тут пригодился бы давно снятый с вооружения БТР-40, но... не восстанавливать же производство машины полувековой давности?!

Конструкторы МГТУ и камазовские технологи соединили несущий бронекорпус, выдерживающий бронебойные винтовочные пули, и агрегаты полноприводного грузовика повышенной проходимости. Водитель и старший машины вынуждены пользоваться люками в крыше, зато восемь десантников покидают «Выстрел» через две двери в корме и два люка в бортах. В крыше десантного отделения предусмотрено место для установки различных боевых модулей.

Первыми «потребителями» КамАЭов-43296 стали пограничники. Предполагается оснащение «Выстрелами» миротворческих частей и военных комендатур.

КОНДЕНСАТ ТЕХНОЛОГИЙ.
Но не только оружие и транспорт нужны современной армии. И предприятия оружейные занимали едва ли половину выставочной площади.

Связь во всех видах. Оптика, без которой — нив бой, ни в путь. Техническое обслуживание, строительство и снабжение. Полевая медицина и одежда для работы в специфических условиях. Наконец, технологии и станки для производства всего названного и не названного — тоже продукция военного назначения для Сухопутных войск. И рассказ об экспонатах МВСВ будет продолжен.

Это не экспозиция концерна ПВО «Алмаз-Антей», а надувные макеты фирмы «Игра-Техника»! Точно так же они обманут и потенциального противника.

Автор статьи: С. Александров.

Читайте также:

«НАРОДОВОЛЕЦ»
История военной техники. Морские стратегические в объятиях «Подводных течений»
Танк Т- 44.
Т-34 - Танк победы.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.