Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

Последние комментарии

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?

Опубликовал Сергей 1 января 2011 в рубрике Военная техника.

В конце 90-х гг. специалистами национальной академии наук, научно-технического совета Министерства обороны, национальной ассоциации оборонной промышленности США выполнен ряд исследований, посвященных проблемам дальнейшего развития подводных лодок. В них, в частности, отмечается, что, по мере развития в странах — потенциальных противниках США — высокоточных противокорабельных ракет, в том числе и берегового базирования, появления новых образцов минного оружия, пополнения корабельного состава малошумными подводными лодками, угроза для американских надводных кораблей будет постоянно возрастать. В этих условиях скрытность действий и относительная неуязвимость предопределят необходимость расширения круга задач, которые смогут решать перспективные многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ).

ДЛЯ НОВЫХ ЗАДАЧ.

Это сдерживание противника угрозой нанесения массированного ракетного удара; участие в системе противоракетной обороны; нанесение ударов по различным наземным объектам; запуск, управление и — по возможности — обратный приём разведывательных и ударных беспилотных летательных и подводных аппаратов; высадка и управление действиями подразделений сил специальных операций; противоминное обеспечение корабельных группировок; оборудование района боевых действий выставляемыми средствами освещения обстановки длительного действия. Выполнение таких задач (наряду с традиционными борьбой с надводными кораблями и подводными лодками) потребует значительного увеличения количества носимого АПЛ оружия — по некоторым оценкам как минимум в десять раз.

Возможности для реализации этого требования авторы исследований видят в применении новых архитектурно-конструктивных типов подводных лодок, создании новых систем хранения и пуска оружия, размещении большей части пусковых установок вне прочного корпуса, принятии на вооружение ракет с уменьшенными массогабаритными характеристиками, укороченных торпед и самотранспортирующихся мин, а также оружия самообороны с малым временем реакции.

По архитектуре современные подводные лодки (ПА) принято разделять на два основных типа: одно- и двухкорпусные. При этом под однокорпусными понимаются ПЛ, у которых на участке длины, где расположен прочный корпус, нет второго, окружающего его наружного (лёгкого) корпуса. Последний используется только в оконечностях, где находятся, в частности, балластные цистерны. К двухкорпусным относят подводные лодки, у которых на всей длине прочного корпуса вокруг него располагается также лёгкий корпус, а межкорпусное пространство, разделённое поперечными переборками, образует балластные цистерны. Кроме того, существуют подводные лодки смешанного архитектурно-конструктивного типа, при котором лёгкий корпус окружает только отдельные секции прочного.

Каждому из перечисленных типов присущи определенные достоинства и недостатки. Так, однокорпусная конструкция позволяет уменьшить подводное водоизмещение, и в силу этого получить более высокую скорость хода без увеличения мощности энергетической установки, а также уменьшить уровень подводного шума. Двухкорпусные ПЛ, благодаря увеличенному запасу плавучести (объему цистерн главного балласта), отвечают более жестким требованиям к непотопляемости и обеспечению возможности проламывания льда при всплытии в арктических районах. При двухкорпусной архитектуре выбор обводов и размеров прочного корпуса не связан с обеспечением обтекаемости, что позволяет оптимизировать его исходя из требований к плавучести, прочности, технологичности и размещению оборудования.

В американском подводном кораблестроении в 1950— 1960-х гг. состоялся переход от двухкорпусной к однокорпусной архитектуре. Если первая АПЛ «Наутилус» была двухкорпусной, то на следующих атомных субмаринах применялась смешанная схема, и двухкорпусными выполнялись средняя или носовая секции. Большие размещения АПЛ типа «Лос-Анджелес»- позволили увеличить объем цистерн главного балласта в оконечностях корпуса, обеспечивающий запас плавучести на уровне 12-13%, и устанавливать торпедные аппарата под утлом к диаметральной плоскости без применения двухкорпусной конструкции носовой секции корабля.

В ходе проектирования и строительства крупной (68 единиц) серии АПЛ именно этого типа сложился облик современной американской подводной лодки: однокорпусная архитектура, близкая к круговой форма поперечных сечений наружного корпуса практически на всей его длине, полуэллиптическая в плане и на виде сбоку носовая оконечность, конусообразная кормовая оконечность с углом при вершине 15 — 20°.

Необходимо отметить, что на концептуальной стадии разработки проекта новой серии подводных лодок американские специалисты обычно рассматривают и вариант двухкорпусной архитектуры. Так, двухкорпусной вариант АПЛ типа «Сивулф»

обладал бы повышенной живучестью и акустической скрытностью, но при этом подводное водоизмещение увеличилось бы более чем на 30%, а скорость хода уменьшилась бы на несколько узлов. Аналогичный вывод был сделан и в отношении проекта двухкорпусной «Виргинии».

Вместе с тем американские специалисты считают, что новые технологические достижения и требования к проектам АПЛ, их вооружению, живучести при воздействии подводных взрывов могут в перспективе изменить сложившиеся подходы к архитектуре подводных лодок.

К числу факторов, способствующих применению двухкорпусной архитектуры в следующем десятилетии, разработчики перспективных проектов относят стремление командования ВМС многократно увеличить носимый подводными лодками боекомплект;

потребность в крупных антенных решетках в сочетании с мерами по снижению шумоизлучения;

необходимость снижения отражающей способности в широком диапазоне частот;

включение в состав вооружения АПЛ крупногабаритных (превышающих габариты торпед) подводных и беспилотных летательных аппаратов;

возможность улучшения обтекаемости наружного корпуса без ущерба для плавучести и прочности;

обеспечение необходимых объемов для хранения запасов полимеров, снижающих сопротивление движению корабля.

С учетом этих факторов исследования в области двухкорпусной архитектуры подводных лодок продолжаются и находят отражение в концептуальных проектах.

ДАЛЬНЯЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Одна из основных инновационных идей, которая обязательно должна найти воплощение в проектах перспективных субмарин, заключается в разработке т. н. «гибкого интерфейса оружия с водой», под которым, в частности, подразумевается наличие в конструкции лодок проницаемой оружейной секции (или нескольких). позволяющей осуществлять выпуск или сброс оружия и подводных аппаратов без применения торпедных аппаратов, которые (по мнению исследователей) сдерживают дальнейшее развитие подводного вооружения и техники.

В 1999 г. командование ВМС совместно с управлением перспективных исследований и разработок МО США заключило контракты с двумя группами промышленных фирм и научных организаций на разработку концептуальных проектов перспективных АЛЛ. В ходе работ обе группы, помимо выработки инициативных предложений, должны были рассмотреть возможность и целесообразность применения на подводных лодках вертикальной 127-мм артустановки, размещаемой в габаритах шахтной пусковой установки баллистических ракет «Трайдент-2»; восьми зарядного модуля корабельной установки вертикального пуска (УВП) Мк41 перспективной корабельной УВП с 32 стартовыми контейнерами концентрической конструкции.

Судя по опубликованным материалам, эти идеи не получили дальнейшего развития. Вместе с тем участники исследований сформулировали новые, нетрадиционные подходы к проектам перспективных субмарин и составу их полезной нагрузки, чему в немалой степени способствовало включение в состав групп организаций, не имеющих прямого отношения к технологиям подводного кораблестроения. В то же время в обеих группах была представлена кораблестроительная компания «Электрик боут», специалисты которой выполняли оценку технической осуществимости предлагаемых решений.

Группа «Forward PASS» (Payloads and Sensors for Submarines), объединившая 12организаций и возглавлявшаяся сотрудниками фирмы «Рейтеон», сосредоточила усилия на разработке концепций универсальной капсулизированной системы пуска оружия BUBL (Broaching Universal Buoyant Launcher) и крупного многоцелевого подводного аппарата (ПА), выпускаемого из специализированной («интерфейсной») камеры. Капсулы, изготовленные из композиционных материалов в прочном исполнении, могут размещаться в вертикально и горизонтально расположенных пакетных установках вне прочного корпуса. Они предназначены для пуска из-под воды всплывающих боеприпасов различных типов. Управляемое всплытие позволит подводной лодке покинуть район пуска до выхода оружия на поверхность. Конструкция герметизированных капсул должна обеспечить применение оружия с больших глубин и на большей скорости хода носителя, чем это принято в настоящее время.

Один из разработанных на основе этих концепций проектов предусматривает создание подводного атомохода двухкорпусной конструкции. Его боекомплект может включать крылатые ракеты «Томагавк», торпеды и малогабаритные управляемые ракеты, разрабатываемые по программе «NetFires». (Малогабаритная крылатая ракета, по предварительным оценкам, может иметь следующие тактико-технические характеристики: стартовая масса 270 кг, масса боевой части 90 кг, длина корпуса 4 м, диаметр 30,5 см, скорость полета 280 км/ч, боевая часть — фугасная или кассетная с тремя самонаводящимися суббоеприпасами. Считается, что стоимость такой ракеты с дальностью до 500 км не превысит 50 тыс. долл. Для сравнения: стоимость одной КР «Томагавк» превышает 1 млн. долл.) Десять горизонтальных и четыре вертикальные пакетные установки расположены вне прочного корпуса. В результате масса полезной нагрузки по сравнению с «Виргинией» может быть увеличена на 180 т (с 88 до 268 т).

Кроме того, АПЛ будет способна нести беспилотные летательные аппараты (БАА), крупные ПА и комплекты выставляемых средств обнаружения.

Благодаря оснащению субмарины системой электродвижения с внешне расположенными двигателями, кормовой отсек освобождается от компонентов главной энергетической установки и используется для размещения и обслуживания двух многоцелевых ПА, выпуск и приём которых осуществляется через т. н. «интерфейсную» камеру. Отсек оборудуется грузовым люком и стеллажами для хранения блоков со сменным оборудованием ПА. Предусмотрено наличие оборудования для производства и хранения запасов кислорода и водорода, используемых в топливных элементах перспективных ПА.

В данном проекте предполагается реализация принципа «каскадности» полезной нагрузки: АПЛ выпускает крупный подводный аппарат, который доставляет к побережью и выпускает малогабаритные ПА или БЛА, которые, в свою очередь, выставляют подводные средства обнаружения или необслуживаемые наземные датчики.

В качестве возможного кандидата рассматривается ПА размером 10,7 х 2 х 2 м с большим отсеком для целевых модулей, которые в зависимости от назначения при равном сечении (1,2 х 1,8 м) могут иметь разную длину: 0,6 м — энергетический модуль и модуль со средствами РЭБ, 1,2- 1,8 м — модули со средствами подводного наблюдения и связи, около 6 м — модули с торпедами, крылатыми или управляемыми ракетами.

1. Схема общего расположения АПЛ с тремя прочными корпусами, предложенная группой «Forward PASS»:

1— ПУ средств противодействия;

2 — подводные аппараты;

3 — пусковые контейнеры;

4 — носовая конформная антенна:

5 — бортовые конформные антенны (по три с каждого борта);

6 — ПУ пакетного типа;

7 — прочные корпуса;

8 — кормовые пусковые контейнеры

2. Многоцелевая АПЛ. предложенная группой «Forward PASS»:

Диаметр прочного корпуса — 10,35 м, лёгкого —12,8. Вооружение — (6 горизонтальных и 4 вертикальных) пакетных капсульных пусковых установок BUBL. в которых может размещаться 72 крылатые ракеты - Томагавк12 торпед, 225 малогабаритных управляемых ракет NetFires. Цифрами обозначены:

1— грузовой люк;

2 — пусковые контейнеры;

3 — носовой якорь;

4 — балластные цистерны;

5 — подводный аппарат;

6 — кормовой отсек с «интерфейсной" камерой;

7 -Х-образное кормовое оперение

3. Кормовой отсек перспективной АПЛ двухкорпусной конструкции:

1— «интерфейсная» камера диаметром 2,9 м и длиной 14,3 м;

2 — модули со сменным оборудованием ПА;

3 — грузовой люк диаметром 2,24 м:

4 — пост обслуживания ПА:

5 — оборудование для пополнения запасов кислорода и водорода: 6—два подводных аппарата;

7 — устройство для выпуска и приема ПА

4. АПЛ проекта «Мерримак»:

водоизмещение — 12200 т, длина —116,5 м. носовой отсек сменной полезной нагрузки —длина 21,35 м, диаметр 11,6 м. Цифрами обозначены:

1— подводный аппарат или средство доставки боевых пловцов:

2 — контейнеры с верхним и нижним люками:

3 — носовой отсек сменной полезной нагрузки;

4 — конформные закрытия;

5 — торпедные аппараты вне прочного корпуса

5. АПЛ проекта «Ренегейд-1»,

водоизмещение 11700 т, длина 102,2 м

6. АПЛ проекта «Ренегейд-2»,

водоизмещение — 10100 т, длина корпуса 90 м:

1 — подводный аппарат или средство доставки боевых пловцов;

2 — контейнеры с верхним и нижним люками;

3 — торпедные аппараты вне прочного корпуса;

4 — носовой отсек с переменной полезной нагрузкой;

5 — конформные закрытия:

6 — высокоэнергетический лазер;

7 – электромагнитная пушка;

7. Семейство проектов перспективных АПЛ, предложенных группой фирм «Team 2020» (голубым цветом выделены фрагменты корпуса, изменяемые по сравнению с предыдущим проектом), сверху вниз: «Виргиния", «Виргиния+». «Мерримак», «Ренегейд-1», «Ренегейд-2»

Еще один проект, разработанный группой «Forward PASS», предусматривает создание ПЛА с тремя прочными корпусами и оптимизированным в гидродинамическом отношении лёгким корпусом, несущим носовую и бортовые конформные антенны. Оружие размещается в пяти носовых и шести кормовых пусковых контейнерах, а также в шести пусковых установках пакетного типа.

Вторая группа фирм и научных организаций, возглавляемая фирмой «Локхид-Маргин» и выступающая под названием «Team 2020», также предлагает несколько концептуальных проектов, для которых разработаны «гибкий» модуль полезной нагрузки FPM (Flexible Payload Module) и т. н. капсулированная система скрытого пуска SACS (Stealthy Affordable Capsule System),которые вместе действуют подобно системе BUBL: модуль, снаряженный несколькими капсулами, всплывает при нахождении ПАА на любой глубине, а пуски оружия или летательных аппаратов осуществляются либо непосредственно с выходом модуля на поверхность воды, либо по истечении заданного времени.

Модуль FPM (примерные размеры 2,1 х 2,1 х 7,6 м) может устанавливаться как в шахтной пусковой установке, так и в проницаемом объеме. Капсулы SACS могут применяться не только из модуля, но также из торпедных аппаратов и установок вертикального пуска подводной лодки.

В соответствии с проектом «Виргиния + » сохраняется однокорпусная архитектура базового проекта, корпус (диаметр 10,4 м) удлиняется на 9 м, при этом водоизмещение лодки увеличивается на 900 т. Благодаря наличию носовой конформной антенны и исключению из состава гидроакустического комплекса сферической антенны, носовая оконечность используется для размещения трех модулей FPM. Дополнительная 9-метровая секция используется для установки пусковых контейнеров диаметром 2,1 м, имеющих как верхние, так и нижние люки. В этой же секции оборудуются жилые помещения для 18 боевых пловцов.

Для трех других проектов, разработанных группой «Team 2020», диаметр корпуса выбран равным 12,8 м.

Проект «Мерримак» характеризуется удлиненным ограждением выдвижных устройств (ОВУ) низкого профиля и носовым отсеком с переменной полезной нагрузкой благодаря размещению в нем пусковой установки барабанного типа.

«Концентрическая осиная талия» на перспективной АПЛ со сменными блок-модулями:

1 —движительно-рулевой модуль;

2 — энергетический модуль;

3 — модуль полезной нагрузки;

4 — модуль центрального поста;

5 — носовая оконечность;

6 — блок-модули;

7 — пусковые установки в блок-модулях

«Эксцентрическая осиная талия» в представлении конструкторов фирмы «Электрик боут»: 1 — прочный корпус; 2 — наклонные шахты большого диаметра; 3 — пакетные пусковые установки

По проекту «Ренегейд-1» возможно создание АПЛ, отличающейся от предыдущего проекта наличием системы электродвижения и полной кормовой оконечностью.

Следующий проект («Ренегейд-2») предусматривает оснащение подводной лодки нетрадиционным оружием.

КУБИКИ ДЛЯ АДМИРАЛА.

Практически одновременно с работами групп «Forward PASS» и «Team 2020» управление кораблестроения и вооружения ВМС США совместно со специалистами кораблестроительных верфей «Электрик боут» и «Ньюпорт-Ньюс» выполнило исследование перспективных технологий подводного кораблестроения, которые предполагается применять в проектах АПЛ следующего поколения.

Возможные пути для удовлетворения требований к субмаринам

американские кораблестроители видят в создании нового архитектурно-конструктивного типа подводных лодок и в дальнейшем развитии принципа модульности их конструкции. Перспективные АПЛ предполагается собирать из крупных функционально-конструктивных модулей: управления и жилых помещений, полезной нагрузки (вооружения), энергетического, движительно-рулевого и внешнего, включающего ограждение выдвижных устройств, покрытие корпуса и наружные антенны.

Такой подход позволит осуществить специализацию верфей на строительстве определенных модулей, совершенствовать их по мере выполнения программы строительства серии подводных лодок. Намечено, например, от традиционной кормовой оконечности с крестообразным оперением к оконечности с перспективным движителем, Х-образным оперением, размещенным на кольцевой насадке движителя, с приводами рулей внутри прочного корпуса, а в конечном счете — к кормовой оконечности полной формы, с X-образным оперением и местными приводами рулевых поверхностей. Применение усовершенствованного движительно-рулевого модуля не потребует перепроектирования корпуса в целом. Аналогичным образом предполагается совершенствовать внешний модуль: если первоначально покрытие корпуса будет включать только пассивные датчики, то со временем в нем могут размещаться и активные. При необходимости внесения коренных изменений в какой-либо из модулей, он может быть заменен новым в течение нескольких месяцев.

Особое внимание в исследованиях уделено разработке концепции модульности полезной нагрузки, которая характеризуется как «революционный прорыв» в подводном кораблестроении. Суть этой концепции заключается в отказе от традиционной для американского подводного кораблестроения ориентации на выполнение прочного корпуса в виде цельного тела вращения и включении в его конструкцию двухкорпусного отсека или отсека с большим проницаемым объёмом.

Именно такой отсек полезной нагрузки, по замыслу разработчиков, должен служить «гибким интерфейсом вооружения с забортной водой», позволяющим осуществлять выпуск или сброс оружия, ПА, БЛА без применения торпедных аппаратов.

Наличие проницаемого отсека, позволяющего разместить несколько специализированных, стандартных по размеру, но имеющих различное назначение модулей вооружения, позволит не только в базах приписки, но и в передовых пунктах базирования в короткие сроки (до трёх суток) готовить АПЛ к выполнению определенного набора задач, не внося существенных изменений в конструкцию лодки.

Помимо количественного и качественного улучшения носимого боекомплекта, перспективные подводные корабли должны отвечать требованию «увеличения досягаемости средств освещения обстановки». При этом предполагается увеличить как минимум на порядок площадь района, в котором подводная лодка будет способна вести постоянное скрытое наблюдение.

Но бортовыми средствами это невыполнимо даже в том случае, если удастся существенно (на 10 дБ) повысить чувствительность аппаратуры: в зависимости от характера излучения прирост дальности обнаружения сигналов составит 15, 30, максимум — 50%. Поэтому, для улучшен ия разведывательных возможностей перспективных АПЛ, их предполагается оснащать выставляемыми средствами обнаружения, ПА и БЛА.

КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Участникам исследования было предложено выполнить проработки нескольких вариантов конструкций проницаемого отсека для перспективной АПЛ водоизмещением около 10000 т с диаметром корпуса 12,2 м и экипажем 68 — 80 человек, а также вариантов насыщения модулей различного назначения: разведывательного, торпедного, минного, противоминного, подводной связи и навигации. В целях сокращения расходов предложено изучить возможность создания единого модуля для подводных и надводных кораблей, а также привлечь к совместным работам по этому направлению ближайших союзников США.

Специалисты верфи «Ньюнорт- Ньюс» в начале разработок рассмотрели концепцию отсека полезной нагрузки, выполняемого по схеме «осиной талии», которая применяется при достройке АПЛ «Джимми Картер» по измененному проекту «Сивулф». Этой схемой предусмотрено включение в конструкцию корпуса дополнительной секции со значительно (примерно до 3,5 — 4,5 м) уменьшенным диаметром прочного корпуса, предназначенной для размещения оружия, подводных аппаратов и специального оборудования. Осевая линия дополнительной вставки прочного корпуса совпадает с продольной осью корпуса АПЛ («концентрическая осиная талия»). В случае применения такой схемы в отсеке могут быть размещены шесть модулей различного назначения — по три с каждого борта. Иначе говоря, схема отвечает требованию увеличения боекомплекта, как по количеству, так и по номенклатуре.

Вместе с тем, в большей мере этим требованиям могла бы отвечать видоизмененная схема построения секции — со смещением вставки прочного корпуса ниже осевой линии, т.н. «эксцентрическая осиная талия». Однако в обоих случаях в качестве недостатков отмечается то обстоятельство, что вставка и конические обечайки, соединяющие ее с соседними отсеками, существенно сокращают полезный объем секции. Кроме того, такая конструкция предопределяет различную форму среднего и концевых модулей, чт о не отвечает требованию их стандартизации.

В ходе дальнейших проработок специалисты «Ньюпорт-Ньюс» определили, что наибольшая эффективность в использовании объема отсека полезной нагрузки может быть достигнута в том случае, если он выполняется в виде полностью проницаемой секции, вмещающей не менее трех модулей коробчатого вида с длиной и шириной по 6,1 м. Пространство между модулями и оболочкой корпуса используется в этом варианте для размещения цистерн переменного балласта (в прочном исполнении) и коридоров, соединяющих соседние отсеки корпуса.

На примере именно такого модуля разработчики концепции проиллюстрировали возможность эволюционного развития ударного вооружения перспективных АПЛ следующим образом. При использовании существующих установок вертикального пуска в нем размещаются 18 КР «Томахок», а с принятием на вооружение малогабаритных КР их количество возрастёт до 42 единиц (по семь ракет в шести пусковых установках). В дальнейшем это количество может быть удвоено благодаря размещению ракет в два яруса.

Это техническое решение потребует отработки новых способов пуска, в частности, через днищевые вырезы: снаряд выходит из модуля, опускается на заданную глубину, через промежуток времени, необходимый для того, чтобы АПЛ полностью прошла над ним, отдается балласт и КР всплывает под действием положительной плавучести. С приближением к поверхности воды по данным глубиномера включается двигатель ракеты.

По мере совершенствования систем пуска, устройств ввода полетных заданий и создания, малогабаритных КР их количество в одном модуле может быть доведено до 312 единиц.

Помимо ударного, определялись концепции модулей и другого назначения. По одному из вариантов разведывательного модуля в нем могут находиться 28 контейнеров с гремя БЛА в каждом. При условии, что БЛА будет способен выставить до 40 миниатюрных не обслуживаемых наземных датчиков с дальностью действия 100— 1000 м, подводная лодка сможет выполнить задачу контроля, площадь которого измеряется тысячами квадратных километров. Для этого необходима разработка малогабаритного БЛА (длина 80 см, ширина со сложенным крылом 32 см, высота 19 см) со следующими характеристиками: взлётная масса 38,5 кг, максимальная скорость 370 км/ч, дальность полёта 185 км, практический потолок 7500 м.

Другим вариантом предусматривается размещение в разведывательном модуле 24 необитаемых подводных аппаратов, двух телескопических антенн для аппаратуры радиоэлектронной разведки и четырёх контейнеров, содержащих по семь капсул каждый. В капсулах планируется устанавливать, но две миниатюрные автономные ложные воздушные цели (всего 56), переоборудованные в разведывательные БЛА.

АПЛ может нести полный комплект торпедного оружия, а для выполнения минных постановок — до 26 мин Мк67 в одном модуле.

Для противоминного модуля предполагается разработать крупный ПА (диаметром 0,9 м), несущий пушку малого калибра для стрельбы суперкавитирующими боеприпасами (с боекомплектом не менее 50 снарядов) или способный выставить к обнаруженным миноподобным объектам до 50 подрывных зарядов.

При наличии модуля подводной связи и навигации АПЛ сможет подготовить район предстоящего развертывания оперативного соединения, выставив несколько сот акустических (или лазерных) приёмоизлучателей, соединенных волоконно-оптическими линиями связи.

Кроме перечисленных, могут также разрабатываться модули для выполнения задач ПРО на ТВД, противодействия применению оружия массового поражения, участия АПЛ в проведении информационных операций.

Аналогичные исследования выполнены специалистами верфи «Электрик боут», которые, проанализировав около десяти различных вариантов формы и мест размещения модулей, пришли к выводу о том, что одним из наиболее приемлемых является т.н. «гибридный» вариант, при котором модули могут помещаться в носовой и средней частях корпуса лодки. При этом секция полезной нагрузки выполняется по схеме «эксцентрическая осиная талия», дополненной двумя или четырьмя наклонными шахтами большого диаметра.

В полном объёме разрабатываемая концепция модульности полезной нагрузки будет реализовываться на АПЛ следующего поколения, а частично (проницаемый отсек, вмещающий, по крайней мере, один сменный модуль вооружения) может быть впервые применена на девятой или десятой АПЛ типа «Виргиния», которую намечается ввести в строй в 2012 г.

Читайте также:

Атомолеты-2
Хромой транзистор.
История винтовки: от Ремингтона до Бердана.
Танк Т-10.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.