Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

Артиллерийский тягач АТ-14

Опубликовал Сергей 20 июля 2013 в рубрике Военная техника.

Артиллерийский тягач АТ-14К лету 1942 года артиллерия особой мощности Резерва Верховного Главнокомандования испытывала острую нехватку больших тягачей. Выпущенных до войны осталось немного, да и те были сильно изношены, почти без запасных частей. Поэтому московскому заводу имени Сталина и НАТИ поручили срочно, за 3 месяца, создать тяжелые артиллерийские тягачи, способные буксировать прицепы массой до 14 т, и развернуть их производство на автозаводах. Но это было возможно лишь при использовании стандартных зисовских агрегатов (двигатель и трансмиссия) и ходовой части легкого танка Т-70М. Машина задумывалась полугусеничной, более простой. Из-за отсутствия серийного двигателя большой мощности предполагалось спарить два ЗИС-5 или ЗИС-16, что давало бы требуемые 146 — 176 л.с. Но как же именно — инженеры обоих предприятий решали по-разному.

В НАТИ сделали эскизный проект тягача с параллельной установкой двигателей, соединенных через редуктор, за которым находились специальные главный фрикцион и коробка передач, рассчитанные на двойной крутящий момент. Однако такие промышленностью не выпускались, до войны использовали импортные. По той же причине не удалось применить один 150-сильный двигатель НАТИ МБ-27 со своей коробкой передач — и он серийно не изготавливался.

На ЗИСе разработкой машины для буксировки 203-мм гаубицы Б-4 занялись в октябре 1942 года под руководством главного конструктора Б.М. Фиттермана (1910 — 1991). У Бориса Михайловича уже был опыт — когда для привода каждой половины ходовой части большого трехосного автомобиля применили «свой» двигатель. Такое решение, с раздельным бортовым приводом гусениц силовыми агрегатами ЗИС- 5М, приняли и для арттягача АТ-8. Устойчивое движение по прямой обеспечивалось передними направляющими колесами, поворот облегчался прикрытием дроссельной заслонки карбюратора «отстающего» двигателя с помощью оригинального вакуумного механизма, связанного с рулем. Отсутствие в трансмиссии дифференциала при гарантированной передаче мощности на каждую гусеницу повышало проходимость тягача по слабым грунтам. При такой схеме не требовался какой-либо механизм поворота, а он обычно — наименее надежный и наиболее трудоемкий при изготовлении.

В декабре 1942 года из подручных агрегатов и материалов построили AT- 8, в создании которого, участвовали ведущие конструкторы ЗИСа Г.Б. Арманд, А.П. Зигель, А.П. Петренко, А.В. Сетранов. Его испытания весной и летом 1943 года показали, что путь решения задачи выбран правильно, но машину предстоит доработать, увеличив силу тяги, особенно по скользкому грунту, повысив прочность рамы и полуосей, облегчив управление.

Посчитав АТ-8 макетным образцом, призванным выявить слабые места принципиально нового тягача, к концу лета 1943 года сконструировали промышленный вариант AT-14, а осенью построили два экземпляра машины. Общая компоновка не изменилась, зато все выполнили «фирменно» — солидно и надежно.

Два двигателя ЗИС-16 расположили параллельно в 660 мм друг от друга в передней части машины, снабдив их по стандартному радиатору с общим капотом. Коробки передач ЗИС-5 с синхронным управлением от одного рычага связали карданными валами с задним ведущим мостом, в литом картере которого поместили две главные передачи ЗИС-5. Каждая через усиленные полуоси и ведущие звездочки, заимствованные у Т-70М, приводила свою, ей по силам гусеницу. В отличие от AT- 8, в трансмиссию ввели демультипликаторы от автомобиля «Студебекер», тем самым понизив напряженность работы коробок передач (ранее случались поломки) и увеличив общий силовой диапазон до 14,8. В результате повысилось и тяговое усилие на крюке — по снегу до 3900 кГс, по грунту до 7500 кГс и на асфальте до 6200 кГс.

На хвостовиках главных передач стояли ленточные трансмиссионные тормоза с ножным и ручным управлением, действующие одновременно на оба борта. Раздельное управление ими для облегчения поворота не требовалось. Передние направляющие колеса с шинами увеличенного профиля и грунтозацепами оснащались обычной рессорной подвеской — на них приходилось всего 16% полной массы машины. Крутой поворот колес сблокировали с более резким, чем на АТ-8, рассогласованием работы двигателей, что улучшило управление машиной, хотя и влекло недобор мощности, нужной при маневрировании по грунту. Тем не менее, минимальный радиус поворота (по внутренней части гусеницы) не превышал 6,3 м.

Элементы ходовой части гусеничных тележек — катки, индивидуальную торсионную подвеску, балансиры, траки — также взяли у Т-70М. По сравнению с АТ-8 гусеницу удлинили на 23,6%, добавили 5-й опорный каток, на траках для повышения проходимости смонтировали резиновые башмаки — такие, как на ЗИС-42

Основу рамы составляли два продольных швеллера с приваренными поперечинами и раскосами. Кабина была деревянной, от грузовика ЗИС-5, только расширенная. За ней находилась платформа площадью 4,5 кв. м, в передней части которой разместили три бензобака на 315 л — с возможностью раздельной подачи топлива из них к двигателям.

Артиллерийский тягач АТ-14

Артиллерийский тягач АТ-14

Артиллерийский тягач АТ-14

Артиллерийский тягач АТ-14

Начиная с зимы 1944 года, AT-14 долго испытывался и отлаживался на заводе. Поскольку артиллерийский тягач создали по схеме, не имевшей аналогов, потребовалось провести тщательные исследования взаимодействия его движителя с различными грунтами, поворотливости, тяговых свойств, баланса мощности двигателей, расхода топлива на разных режимах. Весной и летом определили основные характеристики AT-14. По шоссе с 13,7-тонным прицепом он развивал максимальную скорость 25 км/ч (средняя составляла 18 км/ч), по проселку 8 — 12 км/ч, преодолевал подъемы до 14 градусов и брод глубиной до 0,8 м. Проходимость оказалась весьма высокой — как у ЗИС-42.

Кроме того, выяснилось, что артиллерийский тягач АТ-14 может устойчиво идти по шоссе под одним двигателем, буксируя прицеп, а без него и по проселку; хорошей оказалась и удельная экономичность.

Государственные испытания проходили до осени 1944 года в Подмосковье с выездом на огневые позиции в район станции Шаховская. Комиссию возглавлял начальник Главного управления тыла Красной Армии А.В. Хрулев, что свидетельствовало о том, насколько важной считали приемку нового арттягача.

Было отмечено, что он пригоден для буксировки артсистем массой до 14, а в отдельных случаях и 20 т, что перекрывало потребности тяжелой артиллерии в механической тяге. Несмотря на громоздкость конструкции, быстрый износ некоторых элементов, отсутствие лебедки, трудность управления машиной водителем ниже средней квалификации, АТ-14 рекомендовали к производству, и вскоре заложили опытную серию из 8 образцов. Однако массовое поступление в войска американских быстроходных тракторов, оснащенных лебедками, в том числе и тяжелых фирмы «Аллис-Чалмерс», сняло остроту проблемы механической тяги для тяжелых артсистем. К концу войны осваивать новый тягач уже не стали.

Что же касается артиллерийского тягача АТ-14, то он вошел в историю ЗИСа как пример результативной работы энтузиастов в условиях военного времени.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА АТ-14 (данные опытного образца):

Масса в снаряженном состоянии без груза и водителя, кг 8000

Грузоподъемность платформы, кг 2500

с перегрузкой 3000

Масса буксируемого прицепа, кг 14 000

с перегрузкой 19 000

Мест в кабине 2

Мест в кузове для сидения 15

Габариты, мм

Длина 6535

Ширина 2550

высота по кабине 2410

высота по тенту 2730

База опорных катков гусеничного движителя, мм 2340

База от оси передних колес

до середины гусеничного движителя, мм 3250

Колея, мм

передних колес 2120

гусеничного движителя 2120

Ширина гусениц, мм 360

Дорожный просвет, мм 385

Среднее удельное давление гусеничного движителя

с грузом на платформе, кГс/кв.см 0,502

Максимальная суммарная мощность двигателей, л.с. 161

при частоте вращения, мин -1 2300

Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч 35

Запас хода по шоссе с прицепом, км 225

Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту

с нагрузкой без прицепа (ограниченный системой смазки двигателя), град. 30

Автор статьи: Евгений Прочко.

Читайте также:

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ: РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
Атомолеты
Паровозы серии "Н"
Т-34 - Танк победы.


Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.