Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

ГРЕКАМИ ОКЛЕВЕТАННЫЙ

Опубликовал Сергей 22 февраля 2011 в рубрике История.

Он был одарен многими талантами, получил великолепное образование, говорил на нескольких языках, имел тонкий писательский вкус, занимался астрономией, математикой, историей, литературой. И, возможно, стал бы великим ученым, не уготовь ему судь6а другой удел: владеть миром.

Ашшурбанипал был одним из самых удивительных и пожалуй, самых оклеветанных правителей Ассирии.

"Я Ашшурбанипал, постиг... все искусство писцов, усвоил знание всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи.. Я постиг скрытые тайны искусства письма, я читал в небесных и земных постройках и размышлял [над ними]. Я присутствовал на собраниях царских переписчиков, толковал явления небес с учеными жрецами, решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны... В то же время я изучал и то, что полагается господину: и пошел по своему царскому пути".

Так писал о себе сам ассирийский правитель.

Но с легкой (или тяжелой?) руки греков, общепризнанных творцов легенд, тысячелетия в памяти человечества этот сильный, красивый человек несправедливо оставался кровожадным, погрязшим в пороках восточным деспотом Сарданапалом, который якобы был настолько изнежен, что одевался в женское платье и никогда не вылезал из гарема, где окруженный баснословной роскошью проводил дни в праздности и забавах. Правда тe же греки упоминали и о том, что он имел привычку читать ученые книги. Но как бы вскользь, как бы о чем-то незначительном.

Насчет изнеженности легенды явно несправедливы, если вспомнить, сколь отважным воином был Ашшурбанипал. Победные походы в Египет, взятие Суз величайшего из древних городов, завоевание Элама, после чего царство, существовавшее еще во времена древних шумеров и бывшее серьезной силой в Месопотамии, исчезло с лица земли.

Ашшурбанипал был вторым сыном ассирийского царя Асархаддона, преемником своим назначившего старшего сына Шамашшумукина. Младшего же царственный отец поначалу готовил к жреческой карьере, поручив его образование и воспитание самому крупному ученому и астроному того времени Набу Аххерибу. Но, как нередко бывает, в планы владыки Ассирии, вмешались политические оппоненты, умело воспользовавшиеся влиянием царицы-матери, любимым внуком которой был Ашшурбанипал. Хорошим козырем для противников царя Асархаддона стал и провал похода, на Египет, играя на котором, заговорщики заставили его объявить наследником престола младшего сына Ашшурбанипала и в мае 672 г. до н.э. спешно привели население страны к присяге новому царю. Так рассказывается о пути Ашшурбанипала к верховной власти в тексте на цилиндре Расама, хранившемся некогда в дворцовой библиотеке ассирийской столицы Ниневии.

Некоторое время Ашшурбанипал был соправителем отца, а в 669 г. до н. э., когда старый царь скончался, стал единственным законным правителем великой империи, перед могуществом которой склонились все соседние цари и народы. Теперь в руках Ашшурбанипала была сосредоточена абсолютная власть над миром, все богатства и культура его. Он один владел территорией, на которой сегодня поместились южная Турция, Сирия, Ирак, Кувейт, Ливан, Израиль, Иордания и Аравия.

Повелитель самой могущественной империи и сам был многогранной личностью — великим завоевателем, смелым воином, хорошим политиком, проводившим важные научные, управленческие и аграрные реформы, оказавшие огромное влияние на судьбы страны, красивым и ловким наездником, страстным охотником, один на один выходившим против львов, ученым человеком и тонким ценителем культуры и искусства.

В его правление Ассирия достигла не только мощного материального и культурного расцвета, Ашшурбанипал пытался смягчить нравы соотечественников, весь Восток повергавших своей жестокостью в трепет. Как писал безымянный ассирийский поэт: «Покоилось [при нем] оружие мятежных врагов. Колесничие распрягли свои упряжки, острые пики и копья их лежали без дела. И отпустили тетиву у луков. И тем, кто с помощью силы пытался решить спор или вести борьбу с противником, не давали бесчинствовать. Ни в городе ни в доме — никто не пускал в ход силу, никто никому не причинял ущерба. Одинокий путник мог спокойно совершать свой путь на самых дальних дорогах. Не было разбойников с их кровавыми деяниями. И никто не совершал никаких насилий. Вся земля была мирным домом. И чисты, как масло, были все четыре страны света».

Судя по всему, Ашшурбанипал был благородным и достаточно мягким человеком. Брату своему Шамашшумукину, получившему в правление Вавилон, он не поскупился выделил гораздо больше имущества в наследство, чем распорядился их покойный отец. Известен случай когда, восхищенный мужеством арабского шейха Абиятэ, он помиловал его и назначил царем арабов. Правда последний оказался человеком подловатым и с легкостью предал ассирийца. Вернувшись, домой Абиятэ собрал силы и начал новую воину протир Ассирии. Но эта ошибка отнюдь не характеризует Ашшурбамипала как человека неумного, напротив, такая человеческая доверчивость вызывает приязнь.

К тому же, несмотря на вечно живой миф о кровожадности одного из самых знаменитых ассирийских царей, он стремился к миру. Весьма показательна описанная им история помилования эламского царя Таммариту, вторгшегося на территорию, принадлежащую тогда ассирийской державе: «Я, Ашшурбанипал, широкое сердце, не помнящий зла, прощающий грехи, оказал милость Тиммариту и поместил его самого вместе с семенем дома его отца в моем дворце». А узнав что eго брат Шамашшумукин готовит в Вавилоне антиассирийское восстание, Ашшурбанипал не в пример своим предшественникам, которые, не разбираясь что там и к чему, не оставили бы от мятежного города камня на камне, обращается к вавилонянам с призывом вспомнить о братстве с народом Ассирии, не нарушать присяги и не позорить себя мятежом. И хотя вавилонские революционеры призывам не вняли, крайних мер Ашшурбанипал применять не стал - город не разрушил, грабить храмы своим солдатам запретил и даже не карал поголовно непокорных жителей. Казнены были лишь зачинщики бунта. Брата и его жену, покончивших с собой незадолго до подавления восстания, приказал похоронить по-царски в специально подготовленном склепе.

По свидетельству древних письменных памятников, Ашшурбанипал в Вавилоне пользовался огромным уважением и это притом, что в официапьной истории вавилоняне считаются жертвами его свирепости. Вавилонофильство, свойственное ему наперекор враждебно настроенной ассирийской военщине бьло связано и с научными увлечениями царя — как прирожденный ученый он не мог не оценить достижений вавилонской науки.

Как можно заключить из сохранившейся в царской библиотеке переписки Ашшурбанипала, в числе его корреспондентов были вавилонские врачи, астрологи, жрецы, астрономы. Известно, что вавилонский ученый Ашариду скопировал по просьбе Ашшурбанипала таблички с законами древнего вавилонского царя Хаммурапи. Aшшурбанипал собрал из вавилонских храмовых архивов старинные письменные памятники незадолго до их окончательного уничтожения, приказал переписать и перевести, чтобы присоединить к своей большой библиотеке, тем самым сохранив их для будущего.

Клинописные таблички с текстами песен, гимнов, магическими заговорами и эпическими повествованиями Ашшурбанипал стал собирать еще в юности. Не оставил он любимого дела и став правителем ассирийской державы. Известны его послания жрецам и губернаторам с указаниями как собирать и хранить бесценные таблички организуемые им специальные экспедиции писцов на поиски текстов в разные города, за ходом работы которых ассирийский правитель следил самолично. Как сказано в одном из писем Ашшурбанипала чиновнику в Вавилон: «Драгоценные таблички, копий которых нет в Ассирии, найдите и доставить мне».

Создание библиотеки он считал настолько важным делом, что отбором текстов для нее часто занимался и сам, вместе с писцами составляя каталоги и тщательно копируя древние тексты даже тогда, когда не совсем понимал их смысл. При этом Ашшурбанипал писал о том, сколько радости доставляет ему заниматься с неразборчивыми древними текстами.

В результате вся наука, все знания того времени оказались собраны в самой большой и первой систематизированной библиотеке во всем тогдашнем мире. (Почти все таблички, составлявшие коллекцию, находятся сейчас в Британском музее. Многие из них расшифрованы и тексты их изданы.)

В библиотеке Ашшурбанипала имелось довольно много медицинских текстов, таблички содержащие сведения из области философии, астрономии, математики, филологии. Специалисты, изучавшие состав библиотеки, утверждают, что она охватывала всю совокупность бесценных литературных памятников и научной информации той поры и с полным правом может считаться ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре.

Помимо всего прочего, ассирийский царь проявил себя и талантливым литератором и тонким, рефлектирующим человеком как все творческие личности склонным к дегрессиям. В «Летописях» Ашшурбанипала есть такие пронзительные строки: «Богу и людям, живым и мертвым я сделал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне? Не прекращается в стране война, в моем доме раздор. Смута, злословие постоянно ополчаются против меня. Дурное настроение, болезнь тела сгибают мой стан. Среди охов и ахов я провожу дни. В день бога города, в день праздника я расстроен. Должна прикончить меня смерть. Я подавлен. В горе и воплях я плачу день и ночь». Написано это в последний год жизни — в мае 627 г. до н. э. Ашшурбанипал, царствовавший 30 лет скончался.

Но еще во время его правления ассирийские полководцы организовали путч, достаточно скоро приведший к краху, — великая держава пала, исчезнув со страниц истории навсегда.

Окончательно Ассирия погибла пятнадцать лет спустя, летом 612 г. до н.э., когда не выдержав трехмесячной осады, рухнула столица империи Ниневия. На улицах города, разыгрались дикие сцены расправы победителей над побежденными — ненависть, веками копившаяся у соседних народов против ассирийцев, прорвалась наружу. «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и преступления, не прекращается в нем разбой. Хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание скачущего коня и грохот несущейся колесницы. Несется конница и блестит меч, и сверкает копье — и множество сраженных, и груды трупов. Без конца тела, спотыкаются о тела убитых! Это за многие блудодеяния красивой лицом развратницы, искусной в чарах, которая своими блудодеяниями продает народы и своими чарами — племена», — так описал еврейский пророк Наум из Элькоша падение Ниневии. Победители хватали младенцев за ноги и разбивали им головы о стены домов. Гордых ассирийских вельмож, закованных в цепи, делили по жребию. Пришедший после смерти Ашшурбанипала к власти царь Синшарруишкун, чтобы спастись от плена, зажег свой дворец и погиб в пламени.

Во время этого пожара погибла и библиотека, находившаяся на втором этаже дворца. 30 тыс. клинописных табличек, содержащих бесценные исторические и научные сведения рухнули вниз и исчезли в бушующем пламени. Часть их разбилась, но многие к счастью уцелели, от огня превратившись в кирпичи. В таком виде библиотека и была найдена в середине ХIХ в. английским археологом Джорджем Смитом.

Произошло это через две тысячи лет после смерти ассирийского царя - ученого Ашшурбанипала, благодаря которому мир получил неисчерпаемый источник сведений о Древнем Востоке и об уникальной цивилизации Месопотамии.

Читайте также:

Паровоз «Маруська».
Опыт Первой Мировой войны.
История ружья. Первые магазинные ружья.
Египетские тайны

Похожие записи:

  1. ЗОНТИЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Написать комментарий

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.