Опрос

Какие рубрики вам наиболее интересны?

View Results

Loading ... Loading ...

Наши партнеры

  • .

Последние комментарии

НОЖ НОВГОРОДСКИЙ.

Опубликовал Сергей 1 января 2011 в рубрике Мир увлечений.

Изготовлением авторского художественного холодного оружия Андрей Головин занимается с 1994 г. За это время он украсил немало клинков на восточные сюжеты. Но ему всегда очень хотелось сделать настоящий русский нож и показать, что современный мастер может стать продолжателем исконно русских оружейных традиций. Но что же взять за основу новой работы?

Как-то знакомый реставратор показал Андрею найденные при раскопках в Великом Новгороде вещи, и среди них оказались древние ножи. Конечно, многое из увиденного было ржавым, былая отделка лишь угадывалась, но мастера поразила их благородная, без всяких излишеств, форма. Почему никто из современных мастеров-оружейников не обращался к подобным клинкам? И Андрей решил попробовать.

Андрей Головин — родился в 1970 г. недалеко от Тулы. Работал гравёром на Тульском оружейном заводе и в тульской фирме «Возрождение». Впервые сделал гравировку на булате. По приглашению галереи авторского оружия «Русские палаты» в 2001 г. приехал в Москву. В 2004 г. стал членом Творческого союза «Гильдия мастеров-оружейников».

Любой клинок начинается с эскиза. Сначала мастер просто обвел старый новгородский нож карандашом, чтобы по форме приблизиться к XV в., затем начал прорисовывать детали.

Рабочие инструменты мастера: молоток; (справа налево) 1, 2,3 — треугольные резцы для прорезывания канавок; 4,5 — зубильца для пробивания «ласточкина хвоста»; 6 — плоский резец; 7 — «чертилка» (остро заточенное шило) для нанесения рисунка на металл; 8, 9 — «ядрышки» для пробивания сфер. На концах «ядрышек» — обратные сферы

Металл клинка — дамаск-двухполосник с достаточно сложным и мелким рисунком и так называемой зонной закалкой (более темная сталь). Клинок исполнил Егор Асеев (видно его личное клеймо), тщательно подбирая мозаику дамаска. Рукоять всадная костяная. На некоторых рукоятях ножей из новгородского раскопа был нанесен циркульный орнамент — кружочки, но Андрей Головин решил, что этот узор не подходит ему по замыслу.

Мастеру хотелось подчеркнуть, в каких традициях исполнен нож, и украсить его стилизованными славянскими птицами — грифонами. Именно такие встречаются в орнаментах заглавных букв, в старинных кружевах и вышивках. По технологии изготовления — это объемная всечка — серебро с расчеканкой. Если посмотреть в микроскоп, — каждое перышко птиц прочеканено. Работа кропотливая, но получается оригинальная структура, чему и глаз радуется. А делают это так.

Встали непосредственно перед калкой выбирается по контуру металл — прорезают резцом на глубину — получается углубление. Потом с помощью зубильца делают «поднутрение» (или «ласточкин хвост»), металлические края приподнимаются.

После этого клинок закаливают. Далее берут серебряную пластину и молоточком простукивают — получается четкий контур. Затем лобзиком выпиливают объемную фигурку, подгоняют по контуру надфилями и окончательно устанавливают в посадочное место молотком. Подрезка, гравировка и другие украшения — уже потом. Чистое серебро — материал мягкий, поэтому в посадочное место расходится «в замок», его уже ничем не вытащить.

С одной стороны клинок толще, с другой — тоньше, а нужно упор из двух трехступенчатых накладок подогнать к клинку так, чтобы не оказалось никакого смещения, и заклепки были не видны. Упор, выполненный в такой технике, очень похож на золотое шитье или на армейскую атрибутику — погоны и т.п.

Подобных приемов украшения металлических деталей навершия и упоров встретить в музеях Андрею не удалось, даже потом пришлось придумывать определение — «ковровая инкрустация». Основа деталей украшений выполнена из достаточно мягкой стали 20. Техника, в которой исполнены эти детали, достаточно сложная — таушировка (нанесение непосредственно на подготовленную поверхность металла золота, серебра или других металлов). В стали делают заусенцы по принципу того же «ласточкиного хвоста» — наносят зубильцем мелкую сетку, благодаря чему образуются заусенцы в разных направлениях. Затем на эти заусенцы накладывают золотую или серебряную проволочку. В каждой золотой или серебряной полосочке пять—шесть проволочек толщиной примерно 0,2 мм. Затем всё прочеканивают специальным инструментом с обратной сферой на конце. В результате образуются полусферы — поверхность выглядит, как зернь. При этом расход золота и серебра минимальный, поскольку узор набирается из тонких проволочек, — всего на этот ножик ушло 5—6 г, а может, и меньше. Когда работа была выполнена, Андрей насчитал на одном упоре около 700 проволочек и сбился со счета.

Большие «шарики» выполнены всечкой. По контуру резцом нарезают канавку, затем в этой канавке разбивают зубильцем «ласточкин хвост» в обе стороны, накладывают проволочку и зачеканивают полусферами. Так получаются шарики.

Мастер сначала хотел сделать навершие в виде боярской шапки — из линий, сходящихся в центре, а по краю пустить серебро и разрезать его «под соболя», чтобы виден был «русский стиль». Но потом все-таки остановился на том, что навершие должно гармонировать с упором. На хвостовике нарезана резьба, куда вкручивается стяжной болт. Украшением болта служит полностью клепаный каст — посадочное место под камень-кабошон (хризопраз). Зернь на навершии крупнее и смотрится уже по-другому. Фон набит «ядрышками». Полусфера формируется из проволоки (проволока объемная, шарики уложены не регулярно). Между крупными шариками находятся мелкие, они хорошо видны под микроскопом. Мелкие шарики формируются из заусенцев, которые остаются после нанесения крупных шариков, с помощью инструмента с более мелким углублением (обратная полусфера).

Для рукояти Андрей взял моржовую кость (клык) белого цвета без какого-либо видимого рисунка на поверхности. Но белый цвет не сочетался с металлическими деталями оформления. И поэтому он решил уже готовую отполированную рукоять оттенить, проварив в... хне. Природная краска полировку не испортила, при этом получилась необычная структура, похожая на мрамор янтарного цвета. Так нож приобрел свои законченные очертания.

Читайте также:

ОБ ОБСТРЕЛЕ... КЕДРОВЫХ ШИШЕК.
Салон авто: душегубка или оазис?..
Закинул удочку и... в палатку к друзьям
ДИРЕКТОРСКИЙ СРОК


Комментирование закрыто.

RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.